Репортер «Центрального телевидения» попыталась выяснить, сколько стоит секрет вечной молодости, и могут ли современные технологии стать доступны не только миллиардерам, но и простым смертным.
Брайан Джонсон — самый известный биохакер на планете.
Тесты показывают, что сегодня у Джонсона сердце
Критики Джонсона называют его безумным фанатиком ЗОЖ. Но на самом деле перевести свой организм в формат больших медицинских данных придумал не он, а ученый Стэнфордского университета Майкл Снайдер. А в России подобный эксперимент уже 8 лет ставит на себе программист Станислав Скакун. Биохакер провел 16 тысяч медицинских исследований, чтобы оценить, как на него влияет еда, БАДы, спорт и факторы экологии.
В Институте
Но если запчасти для человека только учатся выращивать, то генную терапию уже используют. Американский биотехнолог Лиз Пэрриш стала первым добровольцем, кто сделал себе две инъекции с генами, отвечающими за производство теломеразы. Этот фермент обеспечивает удлинение концов хромосом теломер, от которых зависит продолжительность жизни клетки. В итоге теломеры Лиз стали соответствовать организму, который моложе на 20 лет. Но одного фермента для остановки старения недостаточно. И сейчас компания Пэрриш пытается найти способ, как за один укол отредактировать сразу множество генов.
Каждое новое поколение выглядит все моложе предыдущего в том же самом возрасте. Старение человека замедлила мода на фитнес и правильное питание, а также сознательный отказ от курения и алкоголя. Имеет значение и популярность витаминов и активных добавок, с помощью которых люди могут корректировать дефициты. И, конечно же, бум инъекционной косметологии, которая действует на глубоком клеточном уровне.
В целом ученые определили примерно 30 факторов, которые могут как минимум замедлить, а, возможно, и повернуть вспять ваши эпигенетические часы. Эпигенетические часы — это инструмент, с помощью которого ученые измеряют старение. Оказалось, что прожитые годы оставляют биометки на спирали ДНК столь же явные, как морщины на лице. Но самое интересное — биологический возраст может существенно отличаться от реального.