В эти дни 30-летие отмечает ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа». К этой дате телекомпания НТВ подготовила документальный фильм «Фактор Альфа». В нем бывшие бойцы легендарного отряда по борьбе с террором поделились ранее неизвестными деталями самых драматичных событий последних десятилетий и рассказали, сколько человек удалось спасти, какие трудности пришлось пережить в лихие 90-е и чем ветераны занимаются в наши дни.
Группа «А»
Сергей Гончаров, почетный президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»: «К сожалению, наше подразделение по приказу Бориса Ельцина было передано в его службу безопасности, под управление Коржакова. Скажу откровенно, не все смирились с тем, что мы выполняем не свои функции, и я в том числе. Не понимая политику того, что мы теперь в охране, в 1992 году уволился из подразделения».
Тогда и родилась новая организация — ассоциация ветеранов подразделения «Альфа». Ее целью стала помощь сослуживцам, желающим найти себя в новой жизни, поддержка семей погибших товарищей и шефская помощь действующим бойцам.
Владимир Березовец, первый
Во многом благодаря этому «Альфа», или, если официально, Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России, было и остается одним из самых элитных подразделений спецназа в мире. На счету его бойцов — тысячи операций очень известных и до сих пор совершенно секретных.
Владимир Елисеев, член совета Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»: «Подсчитывать никто не подсчитывал, но, по самым скромным подсчетам, более 8 тысяч заложников были освобождены благодаря грамотным действиям».
Вот только один пример. 1995 год, прямо у стен Кремля террорист захватывает автобус с 30 южнокорейскими туристами. Тогда пришлось решать нетривиальную задачу — злоумышленник срочно требовал 10 миллионов долларов.
Александр Мирошниченко, начальник Управления «А» ЦСН ФСБ России в
Деньги нашли, время протянули. Был штурм. Террорист стрелял, но спецназовцы были точнее — погиб только преступник. Были в истории и трагические страницы, когда теряли заложников. Это происходило не
Виталий Демидкин, член совета Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»: «Когда очередного заложника вынес в фойе, услышал фразу „этот готов“. Как же так, нам говорили, что все проснутся. Потом вспомнил, что может быть передозировка».
Служба в «Альфе», пожалуй, — это самая сложная работа, которую можно представить. Достаточно послушать воспоминания ветеранов подразделения, хотя бы о Буденновске и Беслане.
Андрей Кумов, герой России,
Они не только спасали жизни, бывало, и иностранных агентов ловили. На столе у полковника Владимира Зайцева фото, каждое в единственном экземпляре. Личная коллекция пойманных шпионов.
Владимир Зайцев,
Это та самая служба, на которой бывших не бывает. Сегодняшние уже мирные спецоперации ветеранов снова проводятся, чтобы помочь и защитить.
Александр Репин,
Появилась у ветеранов и новая роль. Кто, если не они, может заняться патриотическим воспитанием молодежи.
Геннадий Зайцев, герой СССР, начальник Группы «А» в
Уровень заслуг ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» такой, что эмблема ее