В своем противостоянии Москве Запад довел ситуацию до того, что под угрозой оказались все поставки российского газа в Европу. Не последнюю роль в этом сыграла компания Siemens. Накануне «Газпром» опубликовал часть переписки с партнерами, из которой понятно, что российская сторона не раз предупреждала о неполадках и технических сбоях на газопроводе, однако устранять их специалисты Siemens не спешили. В итоге на компрессорной станции «Портовая», которая обеспечивает прокачку топлива через «Северный поток», в рабочем состоянии осталась лишь одна турбина. Объемы прокачки газа упали до 20% от полной мощности, усугубив и без того тяжелый энергетический кризис в Европе.
На выборгской компрессорной станции «Портовая», к которой сейчас приковано внимание многих европейцев, в рабочем состоянии только один из шести основных агрегатов. Газотурбинные двигатели компании Siemens — ключевое оборудование ветки «Северного потока». Их ресурс составляет 25 тысяч часов, а после его выработки необходим ремонт в заводских условиях. Поэтому «Газпром» заранее заключил контракт на сервисное обслуживание. В декабре двигатель с номером 073 доставили на завод в Канаду.
Виталий Маркелов, заместитель председателя правления, член совета директоров ПАО «Газпром»: «Мы рассчитывали получить его обратно еще в мае, но до сих пор этот двигатель в Россию не вернулся.
А это уже не соответствует условиям контракта. То есть разрешение, выданное канадскими властями на транспортировку в Германию, не учитывает действующие договоренности по перевозке техники напрямую из Канады в Россию. Это разрешение даже выдали другой компании, с которой у «Газпрома» нет контрактных отношений.
Виталий Маркелов: «Если конечной точкой поставки будет являться Россия, полагаем, что канадские власти могут усмотреть в этом нарушения или обход своего условия. Это сделает невозможным последующий ремонт и других двигателей на территории Канады».
Тем более еще в апреле к отправке в Канаду подготовили другой двигатель, а в июне и июле выработали свой ресурс еще две турбины, и обе тоже под Выборгом. По ним Ростехнадзор даже выдал предостережение о запрете эксплуатации, а это может грозить полной остановкой прокачки газа через «Северный поток» по соображениям безопасности.
Виталий Маркелов: «Соответственно, они тоже должны пройти заводской ремонт. И сроки проведения капитального ремонта двигателей имеют критическое значение для работы компрессорной станции „Портовая“ и газопровода „Северный поток“».
Но сейчас неясно не только, каким будет для Европы грядущий отопительный сезон. Непонятно даже, как возвращать турбину из Германии, ведь сам же Евросоюз наложил санкции на поставку, передачу и продажу двигателей в Россию. Официальных разъяснений Еврокомиссии по вопросу обхода этих ограничений нет, как нет и разрешения от властей ЕС на доставку оборудования из Германии. Зато есть путаница в документах. Немцы, например, решили, что получателем газотурбинных двигателей для «Северного потока» является дочерняя структура компании «Газпром нефть», чего быть, конечно, не может просто по определению.
Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и финансового университета при Правительстве РФ: «С точки зрения юридической, к „Газпрому“ претензий нет, турбины действительно должны обслуживаться. Это проблема компании Siemens, которая не выполнила условия по контракту, и это проблема западных правительств, которые по
Еще два двигателя, которые остаются на территории России, после 11 аварийных отказов сейчас в вынужденном простое. Производитель, то есть компания Siemens, по идее, должен устранить неисправности, но
Виталий Маркелов: «Такое положение дел вызывает у нас все большую озабоченность. Европейские партнеры обвиняют „Газпром“ в том, что мы необоснованно сокращаем поставки газа в Европу, но все ровно наоборот. Это они не выполняют контрактные обязательства по обслуживанию компрессорной станции».
Тем временем представители «Газпрома» направили очередное официальное обращение к европейским контрагентам с призывом как можно быстрее договориться между собой, тогда поставки газа в Европу сразу нормализуются.
Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности: «Речь идет о восстановлении нормальной цепочки обслуживания критического оборудования. Получается, что турбина сейчас находится непонятно в чьих руках. Каким образом она будет возвращена владельцу, то есть „Газпрому“, до сих пор неясно».
А для тех, кто еще сомневается в искренности российской компании, «Газпром» даже опубликовал часть внутренней переписки с зарубежными партнерами.
В числе прочих представлен документ от 9 июня, где прямым текстом говорится о том, что