В конце апреля Роспотребнадзор опубликовал документ, в котором обязал больницы и лаборатории на юге России подготовиться к возможному завозу холеры из зоны украинского конфликта. Именно после этого в кубанских соцсетях начали писать о якобы уже подтвержденных вспышках инфекции, а в мессенджерах принялись пересылать сообщения о зараженной воде.
В аэропорту Храброво (Калининград) от пилота самолета, следующего из турецкой Антальи, поступила срочная информация о том, что на борту находится человек с жалобами на плохое самочувствие и жидкий стул. После благополучного приземления врач в защитном костюме и противогазе поспешил на помощь больному пассажиру. Но зачем перед трапом положили коврики с обеззараживающим раствором?
Кажется, что ничего страшного. Возможно, женщина наглоталась грязной морской воды и это банальный ротавирус, но тогда для чего такие меры предосторожности? Какую опасную инфекцию она могла подхватить на турецком побережье? Прозвучало страшное и давно подзабытое слово «холера». Конечно, это были учения — сотрудники Роспотребнадзора всегда надеются на лучшее, но готовятся к худшему.
Рассылки на телефоны в последние дни стали получать жители приграничных с Украиной российских регионов. В сообщениях людей призывают обязательно мыть руки и предупреждают о скором начале эпидемии холеры. Это, конечно, фейк. Может быть, как принято говорить в таких случаях, дыма без огня не бывает? Холера — особо опасная бактериальная инфекция, которая для человека нередко заканчивается летальным исходом. По одной из версий, именно холера стала причиной смерти великого русского композитора Чайковского. От нее чуть было не погиб изобретатель Никола Тесла. Природные катаклизмы и военные конфликты в случае с такой заразой, как холера, только подливают масла в огонь.
Алексей Носков, директор Ростовского противочумного института: «Любой военный конфликт связан с разрушением инфраструктуры, все это создает риски эпидемического проявления холеры».
Одна из последних эпидемий произошла в 2010 году после разрушительного землетрясения на острове Гаити. Тогда от инфекции погибли почти 10 тысяч человек.
Валери Амос, координатор ООН: «Решающее значение имеет доступ к чистой воде. Но у гаитян нет опыта борьбы с холерой, они боятся этой болезни и не знают, что им делать».
В Йемене сейчас продолжается вооруженный гражданский конфликт. В 2017 году там тоже произошла вспышка этой инфекции.
Гражданка Йемена: «Моя дочь заразилась этой болезнью пять дней назад и без помощи врачей бы просто умерла».
По словам докторов, им сообщают о
Последний случай холеры в России был зарегистрирован 8 лет назад в Москве. Турист привез инфекцию из Индии. Африка и
Дон — главная река в приграничной с Украиной Ростовской области. Холера любит тепло. А вода в Дону в начале мая уже прогрелась до 16 градусов. Пробы воды сделали прямо у водозабора крупнейшего города юга России.
Александр Полонский, заведующий отделением Центра гигиены и эпидемиологии Ростовской области: «Брать лучше с глубины от полуметра до метра».
Специальный
Алексей Гончаров, заведующий лабораторией особо опасных инфекций: «Мы в каждую бутылку добавляем пиктон. Мы создаем идеальные условия для роста холерного эмбриона. Всю остальную микрофлору мы подавляем».
Грозит ли югу России эпидемия холеры?
Евгений Ковалёв, руководитель управления Роспотребнадзора по Ростовской области: «Теплый период времени наступает, риски в связи с большими перемещениями людей нарастают. У нас уже под миллион человек, перемещенных с их территорий. Риски возрастают».
В Донском инфекционном центре созданы все условия для соблюдения противоэпидемического режима. Все палаты — это боксы с двумя входами, один — для больного, второй — для персонала.
Елена Романова, заместитель директора Донского инфекционного центра: «Это специальное передаточное окно для пищи. Тут еда обеззараживается, потом пациент с другой стороны забирает продукты».
Если события будут развиваться по худшему сценарию, здесь готовы открыть еще 240 коек, переоборудовать для холерных больных бывшие коронавирусные отделения и корпуса.
Елена Романова: «Все будет зависеть о количества заболевших. Сегодня трудно сказать. Может, это много, а, может быть, окажется и мало».
В ростовской лаборатории особо опасных инфекций исследовали пробы воды из Дона на предмет опасного для жизни холерного вибриона.
Алексей Гончаров: «В образце холерный вибрион мы не обнаружили. Вода пригодна для использования в зонах водозаборов. Сегодня вибрионы опасных групп мы не обнаружили. Ситуация благополучна. Пока».
Пока жителям приграничного с Украиной
Алексей Симахин