В Третьяковской галерее открывают выставку русского и польского художника Генриха Семирадского.
Третьяковке экспозицией «По примеру богов» удалось невероятное — показать одного из главных академистов второй половины XIX века интересно. Тем, у кого при словах «салонная живопись» сводит скулы от скуки, следует сходить обязательно — выставка приятно удивит.
На выставке представлены и современные художники. Одна из картин Семирадского — «Грешница». Сюжет — падшая женщина кутит на празднике, но видит Христа и преображается. А напротив «Грешницы» расположилась работа современного художника Тимура Новикова на античный сюжет. Аполлон попирает «Красный квадрат» Малевича, что символизирует победу классики над авангардом.
В конце XIX века классика, впрочем, терпела уверенное поражение — от передвижников. Они Семирадского ненавидели, называли бутафором и ремесленником, который вместо реальной жизни с ее бурлаками и прочими язвами пишет безыдейных античных нимф. Досталось и главной работе Семирадского — гигантской «Фрине». На ней гетера Фрина обнажается перед толпой и готовится окунуться в пену морскую как Афродита, за что ее потом предадут суду — негоже простым смертным богов изображать.
Семирадский был поляком, родился и учился в России, но почти всю жизнь работал в Риме и постоянно его писал. Его картины покупали и сам император российский Александр III — передвижники уговаривали монарха Семирадского не брать, но тщетно. В конце XIX века художник приложил руку к главному архитектурному памятнику времен Александра III — он расписывал храм Христа Спасителя.
В советские времена Генриха Семирадского окончательно забыли — теперь потихоньку вспоминают снова. Посмотреть на поиски вневременной красоты можно уже 28 апреля в Новой Третьяковке.