Масштабная программа импортозамещения набирает обороты на Дальнем Востоке. Местные верфи готовятся принимать заказы на техобслуживание траулеров, которые до этого обычно ремонтировали за рубежом. Замену иностранным комплектующим корабелы намерены найти среди отечественных поставщиков. Бум заказов переживает старейший завод в Хабаровске. Там нынешнюю ситуацию называют окном возможностей, в котором, по словам промышленников, видны выгодные перспективы.
Решение экологических проблем российских регионов теперь в руках машиностроителей из Хабаровска. В цехах завода «Дальэнергомаш» освоили производство оборудования для очистных сооружений. Эти нагнетатели воздуха поддерживают жизнедеятельность бактерий, которые уничтожают органику в сточных водах. Подобные агрегаты выпускают и за рубежом, но наш аналог оказался вполне конкурентноспособным. Потребляет не так много электроэнергии, а главное стоит дешевле. Первую крупную партию уже заказал один из подмосковных водоканалов.
Олег Конюшев, генеральный директор АО «Дальэнергомаш»: «Мы производим изделия из отечественного сырья, из отечественных материалов. У нас нет поставок
Для старейшего хабаровского завода импортозамещение — вовсе не новый тренд. Как и в советские времена, здесь выпускают сложное компрессорное оборудование, только уже на современных станках с числовым программным управлением. Теперь, когда санкции поставили крест на поставках импортных газовых турбин, спрос на такую же продукцию от дальневосточников увеличился в разы. Заказы поступают от предприятий химической промышленности и энергетики, заводов по изготовлению трубопроводов и минеральных удобрений.
Александр Микушев, сотрудник АО «Дальэнергомаш»: «Есть небольшие трудности с микроконтроллерами, датчиками. Но мы выходим из положения, находим российских производителей, поэтому данная ситуация для нас — окно возможностей».
Что такое востребованность, ощутили на себе все 180 сотрудников «Дальэнергомаша». Среди них и бывший житель Украины Дмитрий Морозенко. 7 лет назад он вместе с семьей переехал на российский Дальний Восток, прошел обучение за счет предприятия и стал квалифицрованным специалистом по сборке энергетических машин.
Дмитрий Морозенко,
Надежных поставщиков теперь ищут и судостроительные заводы Дальнего Востока. Многие из них вошли в список системообразующих предприятий, которые смогут воспользоваться различными мерами государственной поддержки. Взамен от корабелов ждут подробного плана, чем можно заменить импортные комплектующие.
На верфи
Алексей Тарасов, генеральный директор судоремонтного предприятия: «Гонят суда в Китай, в Корею, допустим, на ремонт. Хотя на Камчатке это можно все прекрасно выполнять. И в данной даже ситуации то, что в мире сейчас творится, наверное, для всех людей должно быть понятно, что именно российский судоремонт должен быть основополагающим».
В строительстве и техническом обслуживании судов на российских верфях заинтересованы и сами промысловики. В обмен на модернизацию флота они получают о квоты на вылов рыбы и морепродуктов. Курс на импортозамещение, взятый еще в 2014 году, рыбодобывающие компании Дальнего Востока менять не намерены.
Несмотря на то, что ученые дают не самый благоприятный прогноз на предстоящую лососевую путину, поставки красной рыбы на внутренний рынок не сократятся. Расходы на транспортировку улова в центральные регионы страны по Северному морскому пути частично компенсируют на счет государства.