Пока продолжается российская военная операция на Украине, экономическая война принимает тотальный характер. Торговая логистика близка к хаосу: торговля с Европой парализована санкциями, а доставка грузов обходными путями через Турцию или Китай это крюк чуть ли не в половину земного шара. Некоторые товары исчезли с полок российских магазинов просто потому, что заблудились в пути. И пустеющие полки далеко не главная проблема. Торговое эмбарго в экономической войне это вроде ядерного оружия. Последствия настолько непредсказуемы, что хоронить, возможно, придется не мировую финансовую систему, а всю экономику.
Пробка из фур на
Арисей Падиерский, дальнобойщик: «Денег нет, карты заблокированы. Наличных денег нет. Мы помогаем один одному. У кого что есть. У кого вода, у кого хлеб, у кого все остальное».
Группа активистов с польскими и украинскими флагами требуют остановить транзит товаров в Россию. Они против поставок в Россию продуктов питания и лекарств. Но если компании и так уходят одна за другой, а
Еще месяц назад в порту
Но как повезут? По мнению аналитиков транспортных компаний, на помощь придут страны ЕАЭС — Евразийского экономического союза.
Андрей Захарченко, основатель
Да, будет поток контрабанды ввозиться через страны ЕАЭС. Но, похоже, и сами западные корпорации, которые вначале громко хлопали дверями, теперь ищут способы остаться на российском рынке. Производители начали маркировать свою продукцию как товары первой необходимости. Теперь к ним относятся бритвы, освежители воздуха, косметика и даже картофельные чипсы.
Так зачем тогда было уходить, если бизнес в России приносит огромную прибыль? Финансист из США Чарльз Ортел уверен, что в эмоциональных заявлениях крупных компаний нет ничего личного — это просто бизнес.
Чарльз Ортел, финансист: «Маркировка продукции „товаром первой необходимости“ — вынужденная мера, чтобы смягчить репутационные потери от санкций. Санкции — это форма экономической войны. Компании, считающие свои чизбургеры, обувь или оборудование необходимыми, в конечном итоге подрывают идею санкций»
Алексей Безбородов, руководитель исследовательского агентства по проведению комплексных логистических исследований: «Этот импорт уже запрещен. Это морепродукты российские, которые поставляются в США в больших количествах нашими рыбодобытчиками на Тихом океане. К сожалению, да, этот канал на сегодня закрывается».
Но поставки товаров стали дороже в
Павел Попов, генеральный директор
Неужели, если мировая логистика поставок товаров нарушилась действительно надолго, самое время задуматься о строительстве новой