Западные санкции могут стать стимулом для развития отечественного бизнеса, в том числе ресторанного. Ожидается, что уже в ближайшие месяцы на место иностранных кафе придут российские. Тем более что продукты питания для заведений общепита, как правило, производят в России. Столичные власти уже заявили о поддержке отрасли. Накануне мэр Сергей Собянин сообщил, что Москва выделит 500 млн рублей на открытие новых ресторанов быстрого питания.
Один из крупнейших в России заводов готовой еды в час выпекает 12 тыс. булочек. При такой скорости можно прокормить небольшой российский город. В соседнем цехе разливают ягодный морс. Альтернативу зарубежному фастфуду нашли задолго до новостей о заморозке иностранного бизнеса. Однако занять свою нишу на рынке отечественному бизнесу было практически невозможно.
Едва ли не весь зарубежный фастфуд готовится в России. Только на одном заводе известная сеть закусочных планировала выпекать около пяти миллионов булок в месяц. Сейчас эти контракты на паузе. Но без работы предприятия тоже не стоят. Столичный фастфуд — это больше тысячи кафе, павильонов и кофеен. Один Макдональдс имел 250 точек. По крайней мере так было до объявления о временной паузе в работе. Решение зарубежных игроков рестораторы Москвы называют «окном возможностей».
Сергей Собянин, мэр Москвы: «Чтобы заместить нишу, которую нам иностранные коллеги освобождают, мы приняли решение о выделении 500 миллионов рублей на льготное целевое кредитование для создания дополнительной сети быстрого питания».
Заместить иностранные сети фастфуда, по словам мэра, можно максимум за год.
Решение расширить присутствие на карте столицы уже приняли некоторые производители. По словам регионального управляющего сети бургерных Ольги Клигуновой, в настоящее время в сети «Стэйк энд Бургер» насчитывается 26 торговых точек. В этом году планируется открытие еще 15 точек. Меню этой сети питания не отличается от привычных точек. Правда, говядину выращивают на собственных фермах под присмотром ветеринаров. Качество продукта может стать выгодной отличительной особенностью российского фастфуда. Минимум добавок и усилителей вкуса. Их обычно используют для снижения себестоимости.
Однако, общепит — это прежде всего бизнес. Макдональдс оценивает убытки от простоя в 50 млн долларов в месяц. Остальные иностранные игроки рынка фастфуда не досчитаются около 10 млн каждый. Компании при этом пообещали продолжить выплачивать зарплату. Часть сотрудников, конечно, перейдет в новые заведения,
Ресторатор Андрей Грязнов предполагает создание для любителей фастфуда бургеров в ценовой категории до 300 рублей. Такая ниша, считает он, вполне конкурентоспособна. Сами компании называют свой уход временным. Не исключено, что возвращение фастфуда и вовсе пройдет незамеченным.