Владимир Путин явно ведет хронологию событий не от признания республик и даже не от требования к НАТО дать России гарантии безопасности. Судя по его заявлениям, всё нужно отсчитывать как минимум от Мюнхенской конференции 2007 года, когда он требовал, чтобы жесткая однополярная структура дрогнула, чтобы американцы учли, что есть интересы других стран. Остальное просто следствие.
Ирада Зейналова: «Да, пауза была долгой, с перерывами на „Крымскую весну“, которая стала во многом нашей реакцией на желание НАТО поставить в Крыму свою базу. И на угрозы русскоязычному населению. Сейчас точно нет никакого ликования. Мы прекрасно понимаем, насколько ужасны любые столкновения, но армия вступает только после того, как дипломаты исчерпали свои возможности.
Происходящее сейчас — мера крайняя. Да, это вызывает шок у всех — и у нас, и у Запада. Нам придется строить отношения в абсолютно новых условиях. Какие это будут отношения — непонятно. Понятно, что это займет очень долгое время, но, скорее всего, главная цель Путина — привести ситуацию к тому, чтобы все заставили себя быть осмотрительнее, не создавая новых угроз.
Ситуация сейчас очень горячая. Можно провести параллель — между бомбардировками Южной Абхазии и Осетии Саакашвили и нашей операцией принуждения к миру — и тем, что сейчас происходит в Донбассе. И логика этой параллели — именно в посыле Путина, который он старается донести до всех, — это очень тяжелое решение, оно не нравится никому, но мы ждали восемь лет, хотя война в Донбассе шла. Мы ждали — до тех пор, пока угроза уже для России не стала неотвратимой».
Владимир Путин: «Нам с вами просто не оставили ни одной другой возможности защитить Россию, наших людей, кроме той, которую мы вынуждены будем использовать сегодня. Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Мною принято решение о проведении специальной военной операции. Ее цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные, кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан РФ.
В последние дни руководство НАТО прямо говорит о необходимости ускорить, форсировать продвижение инфраструктуры альянса к границам России. Другими словами, они ужесточают свою позицию. Продолжать просто наблюдать за тем, что происходит, мы больше не можем. Это было бы с нашей стороны абсолютно безответственно. Дальнейшее расширение инфраструктуры Североатлантического альянса, начавшееся военное освоение территорий Украины для нас неприемлемы».
Ирада Зейналова