День, когда развитие украинского кризиса окончательно пошло по силовому сценарию и началась российская операция в Донбассе, как и предполагалось, закончился новыми западными санкциями. Борис Джонсон заявил о планах «выдавить Россию из мировой экономики», а Джо Байден в очередной раз повторил, что новые санкции будут «сокрушительными для России». Но это громкие заявления и эмоции. А где же конкретно Запад решил нанести удар?
Сразу после признания Россией ДНР и ЛНР Запад взялся распаковывать санкционные пакеты. Джо Байден, как и члены ЕС, объявил о запрете экспорта и импорта товаров из ЛНР и ДНР. Впрочем, вряд ли обе стороны могли похвастаться прочными торговыми связями и раньше. Также были заявлены меры против элит и банков.
Борис Джонсон решил не отставать и объявил о подготовке «очень жестких» санкций. Видимо, вот для чего
Вскоре стало ясно, что невиданные и жесточайшие санкции, которыми Запад пугал Москву, вводить пока не готовы. Но это был лишь предупредительный выстрел. Все изменилось утром 24 февраля. Реакция Запада на начавшуюся операцию на Украине была предсказуемо предельно жесткой.
Джо Байден: «Мы ограничим возможности России вести бизнес в долларах, евро, фунтах стерлингов и иенах. Мы собираемся лишить Россию возможности финансировать и развивать российскую армию».
Санкции США коснулись банковской сферы и пяти крупнейших российских банков. И, конечно, российских элит.
Саския Ритбрук, соучредитель ассоциации сертифицированных специалистов по санкциям: «Влияние санкций, например, для олигархов, для состоятельных семей, всегда ощутимо. Происходит аннулирование виз, замораживание счетов. Для простых россиян это означает, что они не смогут воспользоваться за границей картами банков, включенных в санкции. Я думаю, что санкции часто контрпродуктивны, потому что всегда есть побочный ущерб».
Ведь санкции, как известно, больно бьют в двух направлениях. После объявления об ограничениях Джо Байденом, кажется, первыми этот санкционный удар почувствовали американские налогоплательщики: цены на бензин в Америке выросли.
Американцы хорошо помнят, чем обернулись санкции против крупнейшего производителя алюминия в 2018 году. Вдруг выяснилось, что цены на еще вчера дешевый металл взлетели до небес.
В Германии вновь заявили о необходимости приостановить сертификацию «Северного потока — 2», однако она и так была приостановлена в ноябре.
Сот Бернд, житель Германии: «На что люди здесь будут жить? Хотим ли мы покупать газ из США? Америка и Канада тоже получают свой газ из России, но об этом никто не говорит, а нам хотят перекрыть кран. Я искренне не думаю, что это правильно».
Лондон закрывает небо для «Аэрофлота». Москва в свою очередь заявила, что ответ будет симметричным: английским самолетам придется делать огромный крюк, облетая нашу страну.
Польша и Чехия тоже закрывают воздушное пространство. Латвия, Чехия и Литва — прекращают выдачу виз россиянам. Об усложнении процедуры выдачи виз россиянам заявили и в ЕС.
Еще одно направление удара — контроль на экспорт высоких технологий. Сенсоры, лазеры, компьютеры, но в первую очередь полупроводники — основа любой техники: от утюга до телевизора. Это приведет к росту цен.
Большая часть тех самых полупроводников сегодня создается тайваньской корпорацией TSMC — крупнейшим в мире производителем, чья продукция есть в любом гаджете. Но и тут обжигающий меч санкций, ведь Россия поставляет неон и палладий для чипов.
Санкции затронули даже спорт. Международный олимпийский комитет призвал бойкотировать Россию. Уже добрались до керлинга: чемпионат Европы не будет проходить в Перми. На волне всей этой санкционной риторики глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, комментируя ситуацию в своем Twitter, заявил: «Больше не будет шоппинга в Милане, вечеринок в