Президент США Джо Байден принял в Белом доме канцлера ФРГ Олафа Шольца. Первая личная встреча американского президента и немецкого канцлера должна была подтвердить, что позиции США и Германии по вопросу политического кризиса вокруг Украины едины. Однако, несмотря на заявления о нерушимости партнерства, как только речь заходит о российском газе, европейцы уходят от прямых ответов.
Для нового канцлера Германии Олафа Шольца первый официальный визит в США — это не только возможность лично познакомиться с Джо Байденом, но главное — развеять все сомнения насчет искренности дружбы между Берлином и Вашингтоном. В Америке в последнее время в ней многие начали сомневаться.
После переговоров Байден и Шольц на все лады подчеркивали нерушимость партнерства США и Германии, однако на все вопросы о будущем российского трубопровода немецкий канцлер отвечал крайне уклончиво.
Вопрос: «Вы можете сегодня пообещать, что остановите „Северный поток — 2“? Вы ни разу об этом не упомянули».
Олаф Шольц, канцлер ФРГ: «Как я уже сказал, мы действуем вместе, мы абсолютно заодно, мы не будем предпринимать разные шаги, мы будем действовать заодно, и это будет очень тяжело для России, они должны это понять».
В Вашингтоне от Шольца наверняка ждали более жестких заявлений. На помощь коллеге пришел президент Байден. В отличие от немецкого канцлера, он не стал особо тщательно подбирать слова.
Джо Байден, президент США: «Если Россия вторгнется, что значит, танки или солдаты вновь пересекут границу Украины, тогда „Северного потока — 2“ больше не будет. Мы положим ему конец».
Вопрос: «Но как вы конкретно собираетесь это сделать, если контролирует его Германия?»
Джо Байден: «Я вам обещаю, что мы сможем это сделать».
В детали Байден вдаваться так и не стал, но подчеркнул: если Европа окажется отрезанной от российских углеводородов, то это заметно ударит и по самой России, а Америка поможет Европе восполнить возможные потери от российских недопоставок.
Джо Байден: «Мы полагаем, что сможем заменить значительную часть того, что будет потеряно. Но все забывают, что России необходимо продавать и газ, и нефть. Россия зависит от этого, это составляет значительную часть российского бюджета. Это единственное, что у них есть для экспорта. И если по факту поставки будут отрезаны, то им придется очень плохо».
Вашингтон продолжает нагнетать страхи вокруг якобы готовящегося российского вторжения. Когда у Байдена спросили, какой совет он может сейчас дать американцам, живущим на Украине, у президента США был один ответ: бежать.
Джо Байден: «Я думаю, было бы разумно покинуть страну. Я не говорю о дипломатическом корпусе. Я говорю об американцах, живущих там. Я бы не хотел, чтобы они попали под перекрестный огонь, если начнется вторжение. Если бы я был на их месте, я бы сказал: уезжайте».
Канцлер Германии не стал это комментировать, хотя, безусловно, немцев на Украине живет едва ли меньше, чем американцев.
Визит Шольца вряд ли развеял все сомнения американских политиков относительно настроений в Берлине. В конгрессе уже говорят, что немецкий канцлер мог бы высказаться более определенно и насчет совместного противостояния России, и по поводу «Северного потока — 2». Возможно, Шольц это еще сделает, только не в Вашингтоне. 14 февраля он летит в Киев, а оттуда сразу в Москву.