Александр Лукашенко отверг обвинения в том, что Минск блокирует доставку гуманитарной помощи беженцам на границе с Польшей, и обвинил Варшаву в том, что она разжигает миграционный кризис на границе.
Еще утром жизнь стихийного лагеря, который мигранты называют «Джунгли», шла в привычном режиме: проснуться, поесть, заготовить дрова. Но к полудню беженцы стали паковать вещи. По словам людей, оставаться и ждать дальше бессмысленно и опасно. Условия в лагере, как ни пытайся их облегчить, остаются сложными. Но отступать не хочет никто. Колона двинулась в сторону Польши, растянувшись на сотни метров. Мигранты планировали, что дойдут до погранперехода «Брузги» и мирно попросят их пропустить.
На бетонном пятачке они сразу сели на землю. С польской стороны — усиленные заграждения, колючая проволока и силы полицейского спецназа. Плотная шеренга в три человека, рядом водомет. Дальше — еще один заслон, уже из служебных автомобилей. В небе завис польский вертолет.
Баадин Муссейн Кадыор, мигрант: «Здесь мы будем ожидать их решения. Мы не собираемся совершать глупых поступков. Не хотим, чтобы нас поливали из водометов. Мы хотим, чтобы открыли границу. Мы будем ждать принятия решения. Посмотрим, что будет».
Дальше — тупик. Мигранты ждут и никого не провоцируют, белорусские пограничники и польские силовики наблюдают. Холодает, поднимается ветер.
Между тем иракский МИД анонсировал пробный вывозной рейс своих граждан из Белоруссии 18 ноября. Но мигранты даже не задумываются о перспективе вернуться домой.
Рекар Хаммит, мигрант: «Никогда не вернусь к себе на родину. Лучше я умру здесь, чем вернусь. Мне 30 лет, у меня нет ни работы, ничего. Мне помогли сюда добраться. Мы здесь, потому что хотим лучшей жизни для своих детей. Жизнь, отличную от нашей. Они заслуживают этого».