Даже легкие формы коронавируса могут привести к тяжелым последствиям. Многие переболевшие сталкиваются с нарушениями в работе центральной нервной системы, в частности, теряют обоняние и вкус. На восстановление рецепторов иногда уходят месяцы. Однако процесс можно ускорить. Для этого необходимы специальные тренировки.
Перец пахнет духами, духи — хлоркой, а хлорка — бензином. В новой посткоронавирусной реальности повар Алина Кузнецова живет уже полгода.
Алина Кузнецова, повар: «Я столкнулась с тем, что яйца стали неприятно пахнуть, как будто они испортившиеся».
Постепенно изменился запах многих продуктов, работать стало сложнее.
Алина Кузнецова: «Я проводила кулинарный
С массовой аносмией и паросмией мир, пожалуй, столкнулся впервые. И с шекспировским «как розу ты не назови, а роза пахнет розой» многие могут поспорить, потому что теперь она для
Два месяца после
Дмитрий Марченко: «Они у меня исказились, стали преобладать оттенки
Спустя 9 месяцев ситуация как будто становится только хуже. Из привычного меню постепенно пришлось вычеркнуть мясо, почти все овощи, зелень, фрукты, кофе — 80% блюд и продуктов. Шампуни, гели, стиральные порошки и духи стали пахнуть одинаково неприятно.
Дмитрий Марченко: «Кислотный запах, приторный, это не парфюм, это
Дегустатору Карин Штигляйтер всегда нравилась ее профессия — пробовать все вкусное. Но теперь она может потерять работу, потому что
Карин Штигляйтер, дегустатор: «Если я попробую бокал вина и в то же время бокал уксуса, я не почувствую разницу! Нет, я, конечно, пойму, что вкусы немного отличаются, но сказать, где вино, а где уксус, не смогу».
Еще 18 месяцев назад Мишель Криппа мог угадать возраст пармезана по вкусу и сказать, на какой высоте паслись коровы, которые дали молоко для этого сыра. Он описал оттенки морского бриза и вулканической почвы в сицилийском вине. Сейчас знаменитый итальянский повар и дегустатор борется с паросмией.
Мишель Криппа, дегустатор, повар: «У меня были курсы для сомелье, а еще мы проводили
Он не чувствовал запахов полгода, перестал выходить из дома, почти впал в депрессию. Когда его нос впервые смог уловить слабый запах шампуня, мужчина заплакал, хотя и чувствовал себя пианистом, играющим на расстроенном фортепиано. Персик пах базиликом, ваниль — туалетом.
Мишель решил бороться за свой талант, изучил сенсорный анализ и открыл в Милане школу для таких же бедолаг. По этой методике обучают виноделов и охотников за трюфелями. Суть — попытаться угадать запах, запомнить его и построить в мозгу прочные ассоциации. Тренировать обоняние людям с паросмией советуют сейчас все врачи мира.
Пётр Кочетков,
Но это все, что они могут посоветовать. Никто не знает точной причины паросмии, ясно лишь, что вирус
Людмила Лебедева, врач
Нервный импульс передается в мозг в так называемую обонятельную зону и анализируется. Так мы понимаем, чем пахнет. Что именно ломает вирус в этой схеме, пока непонятно.
Александр Будик, невролог: «Одна теория говорит, что эпителий этой вот зоны обонятельной, этих двух сантиметров в носу, нарушается во время
Рядом — зона эмоций, так что коронавирус лишает человека возможности не только вдыхать любимые ароматы, но и получать удовольствие. Запахи — это важный элемент избавления от стресса. Когда мы ощущаем запах любимого кофе, аромат тропиков на отдыхе — это важнейшая часть картины, ничуть не менее важная, чем то, что мы видим глазами. Психиатры предполагают, что длительная аносмия или паросмия могут даже привести к депрессии.
Ольга Горбунова, психотерапевт: «Очень часто развивается такое состояние, как расстройство адаптации. Это, конечно, еще не депрессия в полной мере, но во время расстройства адаптации снижается настроение, появляется тревога, беспокойство, нарушается сон , могут появляться навязчивые страхи».
Пока ученые ищут причину и универсальное лекарство, мир начинается подстраиваться к новой реальности. Британские кулинары уже выпустили книгу рецептов для людей с паросмией,