Теперь точно ясно, где можно строить в районе Малоохтинской набережной, а где только заниматься археологией. Это позволит инвестору компании «Газпром нефть» продолжить реализацию своего проекта по строительству на Охте общественного пространства и ландшафтного парка.
Место, где пришвартуется хрустальный корабль японской архитектурной компании, определили досконально. Охранные зоны, которые теперь подтверждены в суде высшей инстанции, застраивать нельзя. На участках, представляющих историческую ценность, разобьют ландшафтный парк.
Фади Джабри, исполнительный директор архитектурного бюро Nikken Sekkei: «Нам дали четкие границы того, где эти участки, которые нельзя трогать, где нельзя вбивать сваи. Но, тем не менее, мы имеем ландшафтное решение, где люди могут ходить».
Пока забор мешает насладиться открыточным видом на город с Охтинского мыса. Но с помощью квадрокоптера можно представить, какой откроется ракурс на Смольный собор и Неву. Решение суда стало определяющим, и теперь можно продолжить работать над проектом. Это будет не просто корпоративный бастион, а открытая городу и людям территория.
В отличие от предшественника — крепости Ниеншанц — стены современной постройки будут прозрачными и здесь же организуют общественное пространство. Благодаря ландшафтному дизайну, рядом с оживленной набережной создастся ощущение, что парк спускается к реке. А в Новый год территория станет местом праздничных гуляний.
Архитекторы часто сравнивают Охтинский мыс со Стрелкой Васильевского острова. Это Петр I, когда основал Петербург, отсюда перенес центр городской жизни вниз по течению Невы. И, кажется, теперь с появлением здесь нового современного пространства внимание к территории в месте впадения Охты в Неву вновь возвращается. Правда, еще раз подтверждая изречение, что дважды войти в одну и ту же реку невозможно, за сотни лет здесь всё изменилось до неузнаваемости.
Как передает корреспондент НТВ Мария Сапожникова, сейчас вся территория в глубоких ямах. Ее полностью исследовали археологи. В результате в государственный реестр объектов культурного наследия попали четыре участка с остатками шведской крепости Ниеншанц XVII века, культурным слоем неолита и раннего металла, а также грунтовый
Экспертизу проводил один из самых авторитетных российских археологов Айрат Ситдиков. Будущие исследователи истории Петербурга смогут обращаться к полученным данным неоднократно.
Леонид Кондрашёв, президент НК Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, Россия: «Он проанализировал документацию и определил, где могут быть объекты археологического наследия, сделал проверочные шурфы, которые подтвердили его данные. Поэтому мы сошлись во мнении, что это хорошая работа».
Хрустальный парусник сможет войти в эту гавань уже через пять лет, тем самым вернув месту историческую память. Ведь больше 200 лет, пока существовали судостроительные верфи, здесь швартовались корабли.