Российские регионы столкнулись с дефицитом антибиотиков и противовирусных препаратов в аптеках. Продавцы и поставщики отмечают, что нехватка лекарств связана со сложной эпидемиологической обстановкой в стране. Повышенный спрос на медикаменты объясняется сезонным ростом числа инфицированных. Однако специалисты подчеркивают, что в этом году врачи начали назначать антибиотики при любых простудных заболеваниях, даже тех, что протекают в легкой форме.
Видео, на котором жительница Саратова Екатерина Сарайчикова рассказывает о том, что не смогла найти лекарства ни для себя, ни для пожилой матери, облетело все соцсети. То, что в аптеках нет антибиотиков, саратовские власти признали, пообещали скорый завоз, но мать Екатерины до этого дня не дожила.
С проблемой нехватки лекарств, необходимых при лечении коронавирусной инфекции, в последние дни столкнулись разные регионы. В Перми пропали импортные аналоги некоторых препаратов. Даже в столице стало сложно найти антибиотики, противовирусные и антикоагулянты. Лекарственный дефицит остро ощутили жители Алтая, Иркутска, Новосибирска, Самары.
Ольга Паулова в поисках иммуномодуляторов и витаминов обошла и обзвонила немало аптек. Выяснила, что некоторые группы антибиотиков исчезли отовсюду.
Спрос на эти препараты действительно вырос как минимум в пять раз. Тут сказывается и сезон простуд и гриппа, и рост заболеваемости коронавирусной инфекцией. Но при этом увеличился и объем производства. То есть по факту лекарства есть, просто их нельзя продавать.
Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей: «С 1 июля этого года была введена обязательная маркировка лекарственных препаратов, и система вызывает сбои. У нас сегодня по факту есть лекарственные препараты, но их в то же время и нет, то есть нет их в продаже».
Маркировка задумывалась для благих целей. Каждая упаковка лекарства получает свой цифровой уникальный код, который вносится в систему. Это позволит защитить товар от подделки и проследить его путь от производителя до покупателя, рассказывает представитель организации — разработчика системы мониторинга.
Фармацевты уверены, что в этой системе мониторинга слишком много звеньев: производители, дистрибьюторы, поставщики, оптовики, аптеки — всего более 70 тысяч участников. И когда все массово обратились за кодами или их проверкой, система дала сбои, в результате которых были утеряны данные о маркированных лекарствах. Вот и получается, что на складе аптеки препарат есть, но в то же время его как бы не существует.
Разработчики же считают, что проблема в другом: не все успели подготовиться к новшествам за три года, пока шел пилотный проект.
В министерстве промышленности и торговли, которое оперативно получилось к решению проблемы, отмечают: сбои действительно были, но последствия уже устранены. А небольшие накладки связаны с устаревшим оборудованием у дистрибьюторов и аптек. И пока разработчики разбираются с каждым случаем, чиновники приняли срочное решение.
Виктор Евтухов,
Депутаты Госдумы тем временем уже обратились в правительство с просьбой ввести мораторий на законопроект о маркировке, чтобы внести в него поправки.
Чиновники обещают, что антибиотики и другие важные сейчас препараты уже в ближайшее время будут в продаже. Между тем, маркировка принесла и другой интересный результат. Благодаря системе мониторинга, удалось раскрыть несколько преступных схем, когда жизненно важные дорогие препараты из больниц Хакасии, Крыма и Урала, которые пациентам выдаются бесплатно, неожиданно оказались в продаже в московских и питерских аптеках.