Тридцать лет назад, когда Нагорный Карабах уже погряз в межэтнических разборках, в регионе произошел обмен селами уникальный случай для всего армяно-азербайджанского конфликта.
О мире без войны глава общины армянского села в Азербайджане Ишхам Татуян договорился за кухонным столом. Он пришел к старейшинам азербайджанского села в Армении. Тайные переговоры шли вопреки политике республик, но дипломаты от народа понимали: нужно
Ишхам Татуян: «Они пришли к нам, чтобы посмотреть дома и написали: вот этот подходит этому человеку, этот — этому человеку. Четыре месяца, поменялись».
Жаля Гурбанлы, заведующая книжным отделом библиотеки: «Я дом на дом поменяла, потому что уже нельзя было оставаться после Сумгаита,
Переезжая, участники обмена брали все, что можно было увезти, но при условии, что ни у кого не будет бытовых проблем на новом месте, пообещали друг другу ухаживать за кладбищами. Как и обещали азербайджанские старейшины, дом Ишхама Татуяна стоит до сих пор. Держат слово за своих отцов и те, кто тогда переезжал в Армению еще ребенком.
Армянские реликвии десятилетиями оберегают и в центре старого Баку с надеждой, что
Позиция Баку не изменилась: «Карабах — Азербайджан», и пока в спорном регионе будет хоть один армянин с оружием, мира не получится. Для азербайджанского народа это больше чем условие. Это уже национальная идея. Как и по другую сторону фронта.
Мариетта Гаспарян, беженка: «Но эта победа, вы сами знаете, какой ценой эта победа дается. Гибнут
Искандер Али Аббас, ветеран Карабахской войны: «Я воевал за Азербайджан в первую Карабахскую войну, был дважды ранен. Но сейчас, что они творят сейчас?»
Хатира Юбзеева, жительница Баку: «Мы не хотели, чтобы дети умирали, молодые люди умирали. Война — плохо. Но мы ждали 28 лет, чтобы мирно решили эту проблему».
Статья
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины