Мировые бренды ищут способ остановить производство китайских подделок. В Поднебесной копируют все, начиная от кроссовок и люксовых сумок и заканчивая техникой и автомобилями. Дошло до того, что шанхайский суд обязал местный обувной бренд компенсировать почти 1,5 миллиона долларов американской компании за использование схожего торгового знака.
В Китае не принято говорить «подделка», это называют «оригинальной копией». В мире рыночного ширпотреба каждый может найти товар своей мечты. В искусстве копирования китайцы достигли совершенства.
Подпольный люкс продают вместе с паспортом изделия и серийным кодом лейбла. Бирки штампуют рядом этажом ниже. Все это делается на свой страх и риск — продажа брендовых копий в КНР уголовно наказуема.
В торговом центре на каждом этаже висит специальное объявление, где есть четкий список брендов, аналоги которых признаются фальсификатом. Есть даже дата — 2004 год. Но соблюдают закон далеко не все.
Чтобы другим было неповадно, полицейские показательно уничтожают 10 тысяч контрафактных телефонов и поддельных браслетов Cartier. Также решительно власти взялись наказывать недобросовестные компании и в судах. Китайскую фирму New Barlun, чья обувь уж очень напоминает один популярный бренд, обязали выплатить американскому производителю спортивной одежды компенсацию в размере 1,5 миллиона долларов. И это только начало.
Несмотря на выигранный иск, говорить о полной победе в этой кроссовочной битве рано. New Barlun закрыли, зато соседний New Bunren остался. Все та же знакомая символика, узнаваемый шрифт. И таких подражателей известной марки десятки.
Китайцы не скрывают, что это клоны, гордо пишут «made in China», уверяя, что качество не хуже европейского. Но после громкого решения суда, а ведь раньше китайское правосудие почти всегда вставало на сторону своих, мир «Абибасов» точно не будет прежним. КНР фактически закрыла главную лазейку предприимчивых маркетологов — взять популярный бренд, заменить одну букву в названии подделки и получить совершенно новую фирму.
В начале
Чтобы защитить свои авторские права, иностранная компания должна зарегистрироваться на территории КНР. Если опоздают, китайцы оформят торговую марку раньше ее владельцев, потом попробуй докажи, что на самом деле Google — название поисковой системы, а не линии одежды.
Свое доброе имя пришлось отстаивать даже Майклу Джордану. Фамилия легенды баскетбола стала китайским брендом спортивной одежды.
Майкл Джордан, баскетболист: «Считаю, что это нужно для всех, не только для Майкла Джордана. Это касается любого спортсмена. Твое имя — ДНК. Это дело принципа. Я должен защитить свою идентичность».
После этой истории в КНР вообще запретили регистрацию торговых марок именами знаменитостей. Об ужесточении контроля за нарушением авторских прав объявил даже сам Си Цзиньпин. Новый курс страны — не копировать, а самостоятельно создавать идеи.