Углеводородные ресурсы Ирана второе место в мире по газу и четвертое по нефти обуславливают интерес к этой стране и ту санкционную осаду, которой она подвергается. Такое мнение в эксклюзивном интервью НТВ высказал научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. НТВ.Ru публикует полную видеоверсию беседы.
По мнению Наумкина, на углеводороды всегда найдутся покупатели, так же как найдутся и пути обойти запреты.
Виталий Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН: «Я очень хорошо помню санкции против Ирака, когда был Садам Хусейн и когда в ООН ввели программу „Нефть в обмен на продовольствие“. Тогда контрабандная нефть из Ирака шла через границу в Иран на Абаданский завод по цене 3 доллара за баррель, потому что нет такой силы, которая бы помешала
Виталий Наумкин добавил, что не разделяет мнения, будто сейчас
Что касается российской политики на Ближнем Востоке, то, по мнению Наумкина, мастерство посредничества — равноприближенность в одних случаях, равноудаленность в других, — делает ее эффективной и позволяет с меньшими затратами добиваться весомых результатов.
Виталий Наумкин: «Все относительно. Но то, что мы стали самым влиятельным там игроком, это безусловно. Если сравнивать нас с американцами, то наша репутация намного выше, тут даже говорить нечего. Мы на одном посредничестве приобрели репутацию такого независимого брокера, который неожиданно взял и спрыгнул в ливийскую телегу. Хотя пока, может быть, не получилось, я имею в виду переговоры между Хафтаром и Сарраджем. Тем не менее это первый шаг».
Наумкин считает, что через урегулирование ближневосточных конфликтов России удалось выйти на совершенно новый уровень отношений с Германией, Францией и Италией, ведь происходящее в этом регионе отзывается в Европе — будь то миграционные процессы или ситуация с энергоносителями.
Благодаря развитию партнерства с исламскими организациями — сейчас как раз наблюдается новая волна, — Россия приобретает друзей и союзников, а также находит общий язык с теми, с кем имеются определенные разногласия.
Виталий Наумкин: «Сегодня по линии тех же исламских организаций у нас волна нового партнерства. Некоторые организации, которые раньше считались враждебными нам — во времена, скажем, первой Чеченской войны, — которые нас критиковали и даже некоторые гадости нам делали, поддерживая ичкерийских сепаратистов и джихадистов. Сегодня они к нам приезжают, говорят, что Россия — это модель взаимодействия, сосуществования религиозных общин, свобода совести, вероисповедания, уникальный опыт сосуществования и совместной жизни различных этнических групп».
По словам Наумкина, с учетом того, что ряд районов России цивилизационно близки Востоку, исламоведение является одним из важнейших направлений, и в институте подготовлено и трудится полтора десятка профильных специалистов высокого уровня.
Интервью Виталия Наумкина программе «Поздняков» выйдет в эфир НТВ в ночь с понедельника на вторник в 00:00.