В Курганской области расследуют экзотическое для России уголовное дело о незаконной добыче артемии это такой рачок размером всего 1,5 см, который живет в соленых озерах и может приносить огромную прибыль. До весны этого года треть всей артемии экспортировалась нелегально. Россия теряла миллиарды рублей, пока артемию не включили в список стратегически важных биоресурсов. Теперь за ее контрабанду можно получить реальный срок. Но поймать браконьеров очень непросто.
За 150 тысяч в месяц простые наемные рыбаки ловят артемию. Цисты или яйца крошечного рачка на мировом рынке подчас дороже красной икры.
Как отмечает корреспондент НТВ Алина Репина, цисты артемии выглядят как коричневый налет на поверхности воды. В лучшие годы за килограмм цист давали 100 долларов. Сложно поверить, что столько может стоить стартовый корм для креветок.
Рачки с мая по октябрь выбрасывают цисты. Их надо собрать и помыть. Цисты, смешанные с рапой — то есть очень соленой водой, — по трубе стекают на первое сито, где отделяются крупные частицы песка и ила, потом на сито с ячейками поменьше, откуда очищенный продукт падает в мешок. Потом цисты замораживают или высушивают и отправляют в Китай (на внутреннем рынке спроса нет). По прибытии их кладут в соленую воду и ждут, когда вылупится личинка, ей и питается маленькая креветка, а вместе с ней — и рыба покрупнее. Каждая третья тонна российской артемии — браконьерская.
Андрей Гинц, глава Благовещенского района Алтайского края: «Люди, которые нигде не работают, богатеют на глазах».
Продолжение расследования Алины Репиной о черной добыче красного рачка смотрите на НТВ завтра, 17 октября, в вечернем выпуске программы «Сегодня».