Федеральная антимонопольная служба предупредила ряд независимых АЗС, занимающих доминирующее положение в регионах, о необходимости снижения цен соразмерно с оптовыми. По оценкам экспертов, именно небольшие сети, а не крупные игроки, взвинчивают цены на топливо.
После семи недель роста цены на бензин, данным Росстата, стабилизировались. Но ситуацией воспользовались трейдеры на бирже и лоббисты независимых АЗС. Другими словами, спекулянты и перекупщики. Более того, они стали возмущаться, что им якобы не хватает объемов нефтепродуктов, которые отпускают нефтеперерабатывающие заводы крупных компаний.
На топливном рынке доля независимых АЗС по объему продаваемого топлива или, как говорят специалисты, «по проливу» — чуть больше 30%. Пока за крупными нефтяными компаниями пристально следит антимонопольная служба, трейдеры на бирже извлекают из ситуации максимальную выгоду.
Михаил Леонтьев,
По словам экспертов, рынок независимых АЗС тесно связан с криминалом, и такие схемы перепродажи долгие годы работают в России, в особенности в Сибири и на Дальнем Востоке. Но именно после заморозки цен крупные нефтяные компании решили изменить расклад.
Михаил Леонтьев: «Их
Перспектива
Рустам Танкаев, эксперт Союза нефтегазопромышленников России: «Фактически все убытки несут крупные нефтяные компании, а все плюшки собирают эти самые посредники и независимые АЗС. За девять месяцев та же самая „Роснефть“ понесла убытки, судя по документам, от бензина на 144 миллиарда рублей!»
Никита Кричевский, экономист: «В том случае, если нам удастся переломить хребет той гидре, с которой столкнулось государство в целом (это не только нефтяные компании!), мы получим дополнительные поступления в бюджет не менее 600 миллиардов рублей ежегодно. И, естественно, мы вправе рассчитывать не то что на заморозку, но даже на снижение цен на бензин!»
Но, как предупреждают эксперты, теневой топливный рынок складывался годами, поэтому переломить ситуацию за несколько месяцев будет непросто.