На строительной площадке «Северного потока 2» в российской Усть-Луге кипит работа. По дну Балтики кладут трубы несколько специальных кораблей. На немецком морском участке первая нитка газопровода уже проложена на берег. Как отреагировал бизнес на внесение в конгресс США законопроекта о новых санкциях против РФ?
Йенс Мюллер, представитель
Грозя «Северному потоку — 2», президент США Дональд Трамп, скорее всего, преследует меркантильные цели.
Но, кажется, Трамп затеял нечестную игру. Используя политические рычаги, давя на свою союзницу Германию, он хочет расправиться с конкурентом не своими, а чужими руками. Однако ранее подобные планы не удалось реализовать: в 1970 году, несмотря на давление США, СССР и Германии удалось договориться о поставках труб из ФРГ для будущего газопровода в Европу.
Ричард Блэк, сенатор США от штата Вирджиния: «Думаю, вероятность того, что Трамп может остановить этот проект, очень мала. После встречи Путина и Меркель все инвесторы поняли, что проект будет продолжаться. Это проект важен для сохранения мира. Важно, чтобы страны мира надеялись друг на друга».
Нападки Трампа на «Северный поток — 2» — малая часть антироссийских мер США. Так называемый «химический пакет», запрещающий товары двойного назначения, то есть электронику, и «второй пакет Трампа», который включает, по сути, торговое эмбарго с Россией, могут оказаться небольшим ограничением по сравнению с тем, что сейчас готовит Сенат США.
Андрей Кортунов, политолог, генеральный директор Российского совета по международным делам: «В основном финансовые механизмы: запрет на работу с российским госдолгом, и возможный запрет российским банкам работать на территории США. Это болезненная вещь».
Сенатор Ричард Блэк не склонен сгущать краски. Санкционный пакет не будет принят автоматически. После выборов в Конгресс будет иная политическая ситуация, другая расстановка сил, которая может многое изменить.
Тем не менее в Германии уже рассматривают возможности освободиться от финансовой зависимости от Вашингтона. Перед глазами пример Турции: под нажимом американских пошлин Эрдоган призывает сдавать доллары и отказаться от iPhone. В той же лодке Китай, Иран и Турция. Политическое и экономическое давление может привести к серьезному союзу, о котором уже заговорили в Великобритании.
Марк Алмонд, историк, публицист: «Это очень необдуманно со стороны Вашингтона — начинать серию торговых войн. Как говорили во времена Линкольна, „по одной войне за раз, сэр!“ Мы видим, что Китай перестает покупать нефть у Америки и увеличил импорт нефти из Ирана. Если страны начнут отказываться от доллара при экспорте сырья, рынок начнет трясти. И тогда роль доллара в мире начнет падать».
Открыто высказываться против доллара начали российские бизнесмены и чиновники. И вскоре переходят от слов к делу: крупнейшая алмазодобывающая компания страны на днях продала пробные партии драгоценных камней в Индию и Китай за рубли.
Вопрос: что дальше? Понятно, что пока в международной торговле без доллара не обойтись. Но и мириться с тем, как используют американские власти свою валюту, тоже не стоит.
Что еще затеял Дональд Трамп — в материале репортеров программы «Центральное телевидение» Алексея Симахина и Николая Дубинина.