Российское посольство в Ираке помогло обжаловать пожизненный приговор, которые вынесли нашим соотечественницам. В апреле два десятка женщин были признаны виновными в пособничестве терроризму и незаконном пересечении границы. У многих из них остались малолетние дети. Теперь правозащитники решают, как вернуть их на родину.
Пешком Фирдовс Магомедрасулова собирается в Багдад за четырьмя внуками. О рождении долгожданной внучки (старшие — мальчики) женщина узнала уже после того, как дочь приговорили к пожизненному заключению в Ираке. Суровый приговор Алисе Исмаиловой вынесли за пересечение государственной границы и поддержку террористов.
Фирдовс Магомедрасулова, мать Алисы: «Когда у нее было время хоть
О том, что дочь с детьми находится в иракской тюрьме, женщина узнала полгода назад. Алиса вышла на связь с чужого телефона, просила помочь с документами, так как двое младших детей родились там, хотела вернуться домой.
Эльнара Магомедханова, сестра Эльвиры: «Я рада, что получила письмо от вас, пишите почаще, связь не теряйте. Ждите, может, скоро мы приедем».
Приехать скоро, похоже, не получится. Письмо сестре в Дагестан Эльвира Магомедханова отправила еще в декабре, а спустя 4 месяца получила пожизненный срок. Остались двое маленьких детей.
Эльнарара Магомедханова: «Когда руки завязаны ничего не можешь сделать, ничем помочь. Это неописуемо. Словами не рассказать, как это тяжело».
Алиса Исмаилова и Эльвира Магомедханова — первые россиянки, осужденные в Ираке. Женщин, побывавших на подконтрольной боевикам территории, обвиняют в терроризме и пересечении государственной границы. Суд не внял доводам защиты о том, что не могли они пользоваться Интернетом, выйти из дома и тем более общаться с посторонними мужчинами. По данным правозащитников, после разгрома халифата в тюрьмах Багдада оказались 57 женщин из России. Информации о количестве детей нет, много малышей появилось на свет в зоне конфликта.
Хеда Саратова, правозащитник: «Как раз над этим мы работаем, кто был вывезен отсюда, из России, кто родился там. Первым этапом будут вывозить детей, которые являются гражданами России, вторым этапом — детей, которые родились там, на территории Ирака».
У детей, родившихся на чужбине, нет документов. Их в первую очередь могут передать на усыновление иностранцам или определить в приют, поэтому так важно как можно скорее вернуть малышей на родину. Подробности — в репортаже корреспондента Фатимы Дадаевой.