В Белом доме отметили, что американская администрация воодушевлена прогрессом в урегулировании конфликта в Сирии, а соглашение о зоне деэскалации назвали важным шагом к завершению военных действий в республике.
Это был трудный и необычный саммит, в первую очередь для немецких устроителей. Германия в первый раз принимала такое большое количество гостей, и, можно сказать, что первый блин в плане обеспечения спокойствия и безопасности получился комом. Сейчас Меркель прекрасно отдает себе отчет, что Гамбург запомнится не заседаниями и решениями лидеров G20, а небывалыми погромами и столкновениями полиции с противниками саммита.
Немецкие власти хотели продемонстрировать всему миру, особенно так называемым деспотическим режимам, как в условиях истинной демократии возможны мирные акции протеста инакомыслящих, но вместо этого весь мир увидел небывалый разгул насилия и провокаций.
Сорвать саммит антиглобалисты оказались не в состоянии, но они добились того, что внимание им мировые СМИ уделили не меньше, а то и больше, чем саммиту. Канцлер Меркель назвала сложившуюся ситуацию «неприемлемой». Это, несомненно, станет суровым уроком на будущее.
Ожидания сторонников Меркель, что саммит послужит укреплению ее имиджа перед парламентскими выборами в сентябре, не оправдались. Тем не менее программа мероприятия была выполнена полностью, лидеры достигли взаимопонимания по большинству обсуждаемых проблем, причем Соединенные Штаты со своей эгоистической позицией по климату и свободной торговле оказались в гордом одиночестве.
Для России саммит оказался весьма полезным и продуктивным. Он продемонстрировал, что исключение из «большой восьмерки» вовсе не помеха широкому взаимодействию с окружающим миром.
Первая встреча президентов Путина и Трампа, вопреки ожиданиям американских ястребов, стала успешной. Трамп не побоялся проявить свое уважение и доброжелательность по отношению к Путину, а тот ответил ему взаимностью.
Как передает обозреватель НТВ Владимир Кондратьев, наверное, никогда прежде на полях международных саммитов двусторонняя встреча не продолжался столь долго — почти 2,5 часа.
Владимир Путин, резидент РФ: «Что касается личных взаимоотношений, взаимопонимание установлено. Трамп телевизионный отличается от реального человека. Адекватен. Если будем так строить отношения, то частично уровень взаимоотношений будет восстановлен».Путин дал высокую оценку договоренности по сирийской проблеме, где до сих пор американская сторона отвергала
Владимир Путин: «Позиция США стала более прагматичной. Вчерашняя договоренность по южной зоне деэскалации один из прорывов в переговорах с Трампом. Иордания, Израиль. Реальный хороший результат, прорыв».
Путин, как и на прежних подобных саммитах, активно пообщался практически со всеми своими коллегами, с
Владимир Путин: «Интересы России и Украины совпадают, а интересы руководства — нет. У них остался только один товар — русофобия.
В экономической сфере большое значение для России приобретает строительство новых газовых магистралей в Европе. Европейская комиссия стремится установить контроль над продолжением «„Северного потока“, с чем Германия и Франция уже выражали несогласие. США навязывают Европе собственный газ».
Путин ответил и тем, кто рассуждает о возможном вмешательстве России в немецкую предвыборную кампанию.
Владимир Путин: «В США не вмешивались, зачем в Германии? У нас добрые отношения с Германией. „Северный поток — 2“ строим, по которому много небылиц. Он в интересах Германии, которая отказывается от ядерной энергетики».
В международных СМИ, внимательно следивших за саммитом, утвердилось мнение, что Путин и его ближайшие помощники обладают большим опытом во внешней политике. Трампу и его команде еще предстоит многому поучиться, чтобы достичь такого же уровня. Конечно, одного только опыта для успеха недостаточно, нужна прежде всего добрая воля обеих сторон.
Общение российского президента на саммите вселяет надежду, что рано или поздно с курсом на изоляцию России будет покончено и сотрудничество с ней войдет в прежнюю нормальную колею.