В Петербурге сегодня предлагают нетривиальный способ изучения истории государства Российского, когда ее в прямом смысле преподносят на блюдечке с золотой каемочкой. Знаменитый фарфоровый завод, который в разное время был то Императорским, то Ломоносовским, то Порцелиновой мануфактурой, всегда ухитрялся превращать исторические линии в рисунки и узоры на своих сервизах и статуэтках.
В XVIII веке для страны фарфор был тем же, что нефть и газ сейчас: престиж государства и признак развитой культуры производства. Императрица Елизавета Петровна воплотила в жизнь мечту отца и основала этот самый завод. Учить фарфору нецивилизованных московитов приехал иностранец, за четыре года сделал несколько сомнительных чашек и уехал. Тогда его русский ученик Дмитрий Виноградов сам придумал рецептуру. И какую! На его сервизах обедали во дворце.
Русский фарфор петербургского завода в качестве подарков отправляли даже в Лондон. В советское время технологи завода поставили себе задачу — научиться делать так называемый костяной фарфор, тонкий и звонкий. О нем было известно только, что в рецептуре используется зола костей. Остальное придумали сами. Нашли пропорцию, создали технологию. Сейчас петербургский костяной фарфор спокойно выдерживает конкуренцию с английским и китайским.
Но самая поучительная часть истории не в этом. А в том, что после революции на заводе сохранили все старые наработки и использовали их на благо нового мира. Агитационный фарфор — наше изобретение. На заводе расписывали тарелки Казимир Малевич и Сергей Чехонин.
Хрупкая продукция, которая служит людям веками. Свои технологии и традиции, которые со временем не забываются, а лишь дополняются и совершенствуются. Высочайший художественный уровень исполнения. И самое главное — еще один способ сохранить настроение и символы эпохи. Фарфор увековечит все: и царский вензель, и Анну Ахматову, и ежика в тумане.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Ильи Федосова.