Браконьеры ринулись за легкой добычей. От инспекторов зависит, получат ли рыбные хозяйства достаточно икры, чтобы вырастить новое поколение мальков.
На реках Дальнего Востока идет настоящая битва: кета пошла на нерест. Сотни браконьеров, несмотря на запреты и штрафы, ринулись за легкой добычей. Рыбоохранные инспекторы дежурят на водоемах постоянно, ловят нарушителей и собирают сети. От патрулей сейчас напрямую зависит, получат ли рыбные хозяйства достаточно икры, чтобы вырастить новое поколение мальков.
Подробнее — Дмитрий Андреянов. Репортаж НТВ.
Вода вскипает в горной речке Гур — кета мечет икру. Такого хода лососевых не было за последние два десятилетия. Рыба создает плотные заторы у нерестилищ. Гурский лосось — искусственный, выведенный на рыбоводном заводе. И сейчас, повинуясь инстинкту, возвращается на родное предприятие, чтобы отдать икру людям.
Галина Савченко, главный рыбовод Гурского рыбоводного завода: «На свой завод собираем и дополнительно на другие заводы „Амурвода“. Как одна семья работаем, чтобы была закладка икры не только на нашем заводе для воспроизводства, но и для других, куда рыба проходит плохо».
Рыбоводы Хабаровского края начали великое переселение: миллионы икринок отправляют в верховья Амура, за
Наталья Антипова, директор Тепловского и Биджанского рыбоводных заводов: «Заводы Тепловский и Биджанский — это основные заводы в Хабаровском крае Еврейской автономной области, с
Искусственно выращивать молодь красной рыбы на Дальнем Востоке начали в
В минувшие десятилетия популяцию лососевых в Амуре подорвало маловодье. Рыба гибла от болезней, а вот нынешний год оказался урожайным: реки полноводны, кета крупная и здоровая. Но пробираться на икромет ей приходится через густые браконьерские сети.
Олег Гунин, руководитель службы по охране животного мира Хабаровского края: «Должен быть рынок сбыта, правильно? То есть одно дело поймать рыбу и засолить, отвезти домой покушать. Это могут крестьяне, которые живут здесь в деревнях. Другое дело — поставить бригаду, которая ловит рыбу, выбрасывает ее, а икру засаливает и тоннами отправляет на продажу».
Население амурских поселков во время хода кеты буквально живет на берегу: осенний день год кормит. Богатый улов манит и сельских безработных, и рыбаков из города на дорогих быстроходных лодках.
В заводях Тепловского рыбоводного завода тишь да гладь. В прошлом году отсюда выпустили в Амур восемь миллионов мальков. Нынешней осенью на нерест ни один не вернулся. Икра, которую сейчас закладывают в лотки, привозная.
Весной в Амур выпустят 100 миллионов мальков, и если хотя бы сотая часть из них вернется на искусственные нерестилища, популяция сохранится и даже умножится. Однако есть вероятность, что возвращаться молодой кете будет некуда. Работу двух из пяти рыбоводных заводов в нынешних условиях чиновники признали неэффективной, и предприятия, скорее всего, закроют.