В Петербурге завершилось слушание, напрямую касающееся владельцев и водителей большегрузов. Конституционный суд решал, законна ли плата, которую берут с них за пользование федеральными трассами по системе «Платон», благодаря которой за полгода удалось собрать 8,5 миллиарда рублей. Первые деньги пошли на ремонт дорог. Однако противники сбора все это время финансовые аргументы во внимание не принимали и продолжали добиваться отмены платы.
Сегодня Конституционный суд огласил постановление по делу, связанному с системой «Платон». Речь идет о взимании с большегрузных автомобилей платы за проезд по федеральным трассам. И это постановление требует вдумчивого чтения и подробного разбора.
С ноября за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей берется специальная плата. Владельцы фур обязаны зарегистрировать автомобили в системе «Платон», установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту. Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность. Группа депутатов Госдумы обратилась в Конституционный суд с заявлением, в котором говорится, что данная плата является дополнительным налогом и в целом нарушает принципы Конституции.
Сегодня оглашено постановление Конституционного суда. Государство обязано поддерживать федеральные трассы в надлежащем состоянии. Это не исключает возможности возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто этими дорогами активно пользуется. Конституция допускает, что для решения таких задач государство может привлекать частные предприятия. Но в законе должно быть четко и подробно прописано, каким образом взимаются средства, в каком объеме, а также должны быть указаны критерии, которым должно соответствовать частное предприятие.
По мнению Конституционного суда, оператор, в данном случае отвечающий за систему «Платон», не имеет права произвольно менять размер платы, создавать свои нормы закона, и, следовательно, применять к плательщикам
Как передает корреспондент НТВ Илья Федосов, переводя это на простой язык, получается, что само существование системы «Платон» законно и конституционно, но вот полномочия, которые по факту она получила, выходят за пределы позволеннных конституцией.
Евгений Тарибо, начальник управления конституционных основ публичного права Конституционного суда РФ: «Это полномочия, которые связаны с возможностью этого оператора принимать нормативные акты, которые имеют
Представители оператора сразу же прокомментировали решение Конституционного суда.
Михаил Попов, директор по правовым вопросам оператора системы платежей «Платон»: «Решение выглядит крайне сбалансированным, замечательно написанным и устраняющим все непонятные вопросы, если таковые оставались. Конституционный суд не только дал оценку конституционности норм, но и дал толкование этих норм для того, чтобы устранить всякие споры и дискуссии относительно того, как существующие нормы должны применяться. Мы, безусловно, приветствуем появление настолько подробного акта».
При этом Конституционный суд указал Думе и правительству на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей сходными по цели платежами и поддержал идею о зачете суммы, внесенной в систему «Платон», при расчете транспортного налога. Более того, даже подчеркнул недопустимость произвольного отказа от подобных мер, пусть даже и заявленных как временные.