На прошлой неделе украинские радикалы развязали грузовую войну, заблокировав колонны российских фур, идущих из Европы. Москва симметрично приостановила движение украинских грузовиков до урегулирования конфликта. Но Киев пошел на поводу у националистов и на официальном уровне запретил транзит, обвинив во всем Москву. Корреспондент Алексей Николаев выяснил, что сейчас происходит на границе, как на демарш Киева отреагировали в России, и кто на всем этом потеряет деньги.
О том, как круто занесло украинских националистов, удерживающих в блокаде более сотни российских грузовиков, в Белом доме сегодня говорили в подчеркнуто строгом тоне. Фуры останавливают силой, с применением оружия. А на требования российской стороны навести порядок реакции нет.
Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ: «За все, что происходит на территории Украины, отвечает украинское государство, которое, к сожалению, не способно навести порядок. А то, что
Ответ Москвы, кажется, напрашивался сам: платить нужно той же монетой. Но счет пока что явно неравный: украинские фуры везут свои товары в страны бывшего СССР, а российские — в Европу и обратно. Методы транспортной войны тоже сильно разнятся. В России блокированные грузовики спокойно ждут политического решения на штрафстоянке, на Украине над дальнобойщиками откровенно глумятся.
В ловушке русские дальнобойщики оказались
Сергей Марков, политолог: «Другое правительство радовалось бы и аплодировало. Ведь эти фуры, которые проезжают, они платят за бензин, платят в кафе и гостиницах. Но главная цель украинского правительства — не сделать лучше Украине, а навредить России».
То, что произошло, говорят политологи, это несвязанная цепочка действий украинских радикалов и правительства, которому они уже давно не подчиняются. У одних навязчивые идеи доказать всем, кто в доме настоящий хозяин, другие зарабатывают политические очки.
Арсений Яценюк,
Европейские друзья Украины в шоке, ведь они хотят получить то, за что уже заплатили. Но этот маховик экономической войны, который они сами же и раскрутили, уже не остановить.
Константин Бондаренко, политолог: «Это уже инерция. Если уже началась торговая война, война тарифов, таможенная война и прочее, то в данной ситуации это уже продолжение процесса, который был запущен 2 года назад. И теперь его очень сложно остановить».
Теперь единственный выход для российских и европейских предпринимателей, чьи грузы застряли на Украине, с исками обращаться в суд.
Россия и Украина сейчас проводят консультации по линиям МИД и Минтранса. Но ответ Москвы на дальнейшее обострение ситуации, как заявили сегодня в Белом доме, может быть еще более жестким, вплоть до полного запрета на передвижение по России всего украинского автотранспорта.
Подробности — в репортаже «Итогов дня».