Небольшим областным сельхозпредприятиям трудно реализовывать овощи и фрукты в крупных торговых сетях. Фермерам приходится сталкиваться с множеством препятствий.
Что делать, когда низы не могут, а верхи не хотят? Парадоксальная ситуация российского масштаба в отношениях тех, кто производит сельхозпродукцию и тех, кто ее продает. Ленинградская область и Петербург не исключение. Есть товар — морковь, капуста, картофель, и есть продавец — магазины и крупные торговые сети. Но тут возникают препятствия.
Несовершенство
Совхозные склады забиты овощами. Все, что собрано осенью на полях, хранится здесь, в холодных амбарах. Всего 10 тысяч тонн свеклы, моркови и картошки. Но продать товар и получить прибыль в хозяйстве не могут. Развозить по мелким магазинчикам невыгодно, а крупные торговые сети не готовы работать напрямую с производителями.
В одном ящике помещается 760 килограмма морковки. Но такой товар супермаркетам не продашь. Для того чтобы она попала на полку, ее нужно почистить, вымыть, высушить, отсортировать вручную и на машине.
Только после всех этих манипуляций получается нечто похожее на магазинный продукт. Но даже в упакованном виде и с доставкой эта морковка в супермаркет не окажется. Чтобы она там оказалась, производителю нужно за это заплатить.
В официальных договорах это называется плата за вход. Суммы большие, условия жесткие. Производители вынуждены выбирать: либо платить сетям, либо продавать им же, но через посредника.
В результате на пути к прилавку овощи дорожают вдвое. Основная прибыль до сельхозпредприятия не доходит. А те деньги, которые все же попадают к фермерам, выплачиваются с большой задержкой.
Татьяна Горбонос, коммерческий директор агропредприятия: «Задержка составляет от 30 до 45 банковских дней. Плюс они оставляют за собой право возвращать товар, если он испортился. В таких условиях не понимаешь, для чего ты эту продукцию выращиваешь, если она на полки попасть не может».
По ценникам в овощном отделе супермаркета можно изучать мировую географию. Есть картошка из Саудовской Аравии, есть из Франции. Ленинградская область тоже есть, но это как раз те овощи, которые перепродают посредники.
Региональный директор торговой сети Радион Лебедев объясняет: местный производитель не справляется объемами. Необходимо, чтобы овощей было много, причем разных.
Радион Лебедев, директор
Фермеры просят господдержки. Мол, если продавец не хочет покупать, надо его заставить. Чиновники пока предпочитают не вмешиваться.
В самих хозяйствах похоже поняли: чтобы торговать через сети, придется укрупняться. Первый кооператив должен появиться в Гатчинском районе. Это будет объединение крупнейших сельхозпроизводителей. По идее после его создания овощи в супермаркетах должны стать дешевле.