Способна ли вырваться Россия из кабалы импорта? От лекарств до продуктов: где какие шансы?
На минувшей неделе в России спорили: вводить или не вводить квоты на производство мяса птицы? Минсельхозу будущее на этом рынке представляется светлым — глядишь, через несколько лет внутренний спрос за счет исключительно собственного производства на все сто будет удовлетворяться.
В других областях — с лекарствами, например, — ситуация от радужной далека: слишком велика зависимость от импортных, скажем так, комплектующих. Есть ли шанс у России вырваться из этой кабалы? Очертания тенденции пока проступают смутно, а вот отдельные примеры уже имеются.
Корреспондент НТВ Роман Соболь выяснил, что
Покупатель на рынке: «Нам не экономику Буша надо поднимать, а сделать так, чтоб свои работали!»
Хотя Буш уже не президент, в памяти народной он олицетворяет все заграничное. Пресловутые «ножки Буша» слишком долго маршировали по нашим рынкам. Грянул кризис, Томские власти обратились к народу: хватит покупать чужое, поддержим отечественного производителя! Призыв услышан.
Покупатель на рынке: «Будет качество хорошее — будем брать. Куда нам деваться».
Дело не в патриотизме. Покупатель голосует кошельком — российские продукты дешевле. Спрос растет и на колхозных рынках, и в столичных супермаркетах.
Возьмем, к примеру, две продуктовые корзины, весьма увесистые. В одной только импортные продукты, в другой отечественные. Сыр, масло, молоко, колбаса, крупы, прочие мелочи, необходимые каждый день… Ради чистоты эксперимента мы взяли продукты максимально близкие по качеству. Нас интересует цена.
1604 рубля 20 копеек — это стоимость импортной корзины. Стоимость отечественной — 799 рублей 60 копеек. Итог для нас, честно говоря, неожиданный. Никто не думал, что разница будет такой — в два раза. Напомним, мы сравнивали примерно равнозначные товары. Никто не противопоставлял отечественный плавленый сырок швейцарскому сыру.
О вкусах не спорят, но торговые сети завозят все меньше дорогого, заморского, а все больше бюджетного, родного. Ситуация парадоксальная: кризис сокращает потребление, сужает рынок, но с другой стороны местному производителю легче противостоять привозным товарам. Доллар и евро дорожают, растет цена на импорт. Российская продукция, привязанная к рублю, становится более привлекательной, конкурентной. Есть и другой важный фактор.
Андрей Дементьев, заместитель министра промышленности и торговли: «Сегодняшний кризис — это классический, как в учебниках написано, кризис перепроизводства. Мы по многим видам продукции находимся еще в самом низу развития. На старте».
То есть российские предприятия имеют потенциал, и тот, кто сейчас сумеет продвинуться на рынке, удержав цену, в будущем получит колоссальное преимущество.
Александр Шохин, президент РСПП: «Все страны сейчас стремятся поделить рынки, выражаясь марксистским языком. Занять ниши, которые еще вчера занимали конкуренты».
Впрочем, работать на перспективу готовы не все, предпочитают сиюминутную прибыль. Или в небе журавль, или в руке совсем другая птица.
Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли: «Нами всеми любимая охлажденная курица с 1 декабря у производителей подорожала больше чем на
Корма есть, бензин подешевел, почему взлетела цена — непонятно. Наверное, перестраховываются.
Нигина Бероева, корреспондент газеты «Комсомольская правда»: «Стоит задача выжить на российских продуктах. Выжить можно».
Проверено на себе. Журналист Нигина Бероева покупала только отечественные продукты. Всего одну неделю, но оказалось, что это совсем непросто. Условия опыта жесткие: абсолютно все ингредиенты должны быть российскими. От колбасы пришлось отказаться.
Нигина Бероева, корреспондент «Комсомольской правды»: «Оболочка полностью импортная, специи».
Дальше — больше. Помидоры оказались тепличными, турецкими, ведь в России теплиц не хватает. Картофель — израильский. Морковь — польская. Словом, фермерам есть куда силы приложить. В холодильнике остались: сало, свежее мясо и рыба, растительное масло и … уксус. Вот оно — стопроцентно наше.
Василий Мельниченко, фермер: «Здесь абсолютно все оборудовано, чтобы кроликам было удобно. Теплая водичка есть всегда, хорошие кормушки».
Когда ферму открывали, был риск, ведь рынки Свердловской области заполнены венгерской крольчатиной. Но потом евро «потяжелел», и импортный кролик стал для покупателя «неподъемным». Зато на местный продукт — ажиотажный спрос. Кролик — это не только ценный мех и диетическое мясо, но и хороший бизнес.
Василий Мельниченко, фермер: «Какой кризис? Мы не понимаем. Мы же деньги не производим, мы производим продукцию. Продукции в стране не хватает, так ее просто надо делать, делать и делать. Что нам мешает — не знаю. Трава растет, зерно растет».
Из трех жизненно важных товаров — еда, одежда и лекарства — последние оказались в самой сложной ситуации.
Наталья Уварова, заведующая аптекой: «Если посмотреть по нашей аптеке, отечественные препараты занимают процентов 30, не больше».
Покупатель в аптеке: «Так, сейчас оно стоит 155 рублей, а я недавно брал по 118. Цены растут».
Елена Соколова, фармацевт: «На российские препараты цены тоже растут, потому что активные вещества покупаются за рубежом».
Одно из немногих российских предприятий, где лекарства синтезируют с нуля. Все свое. Соотношение цена — качество лучше, чем у импортных аналогов. На свободном рынке онкологических препаратов продукт востребованный, успешный. А вот госзакупки…
Олег Михайлов, генеральный директор фармакологической компании: «Там, где решение о закупках лекарств принимает не пациент, а чиновник, и оперирует не собственными средствами, а бюджетными, там ситуация прямо противоположная».
В списках льготных лекарств в российских больницах до 95 процентов иностранных, дорогих препаратов. Может, виновата инерция мышления (импортное, значит хорошее), или активная реклама, или мотивация ответственных лиц. Некоторые наши фармакологи говорят: по ряду позиций мы готовы полностью обеспечить страну медикаментами, за качество ручаемся головой, нужен госзаказ.
Многие бизнесмены не просят у государства денег. Кредиты пока доходят плохо, велик соблазн провернуть деньги в валютных спекуляциях. Поддержать предприятия могут государственные гарантии — контракты и некоторая защита рынка сбыта. Есть импортные товары, которые просто нечем заменить, но есть то, что можно повторить или сделать лучше.