Какую прибыль делают на брендах, рожденных в СССР? Почему советской школьной формой торгуют в секс-шопах ?
Продавцы прошлого. Как ни странно, но именно они в числе тех, кто в период финансовых трудностей с некоторой долей уверенности смотрит в будущее. Торговля советской символикой приносит неплохие деньги, да и на социалистическом дизайне капитал вполне можно сколотить.
Психологи говорят, что когда появляется фактор стресса, у людей срабатывает механизм регрессии возраста — желание почувствовать себя молодым, отодвинуть взрослые проблемы. Для тех, кто рос в
Особенности последнего изучил корреспондент НТВ Алексей Кондулуков.
По выходным дням дизайнер Андрей Павленко встает как никогда рано — в пять утра. Время охоты. Его угодья — столичные блошиные рынки, россыпи воспоминаний. Сокровища советских чуланов растут в цене, утверждают старьевщики, в России мода на винтаж — старое в новом обрамлении.
«Советское — значит, отличное!» — звучит почти без иронии. Покупатели атакуют магазины старых елочных игрушек, спекулянты скупают советский фарфор, энтузиасты реанимируют автоматы «Морской бой».
Уже более двух лет в Москве существует Музей советских игровых автоматов. Записываются по несколько экскурсий в день, люди всех возрастов — и взрослые, и дети. Но взрослые, похоже, получают удовольствия больше. Забытые восторги и неожиданные открытия — например, то, что всю игровую электронику создавали военные заводы.
Александр Стаханов, создатель Музея советских игровых автоматов: «Им надо было выполнять финансовый план по выработке гражданской продукции на год. Поэтому производители и разработчики включали туда много дорогой электроники».
Кто бы подумал, сегодня востребован даже советский общепит! Рюмочные и чебуречные воскрешают призрак коммунизма.
Светлана Крылова,
В бывшем Институте
Евгений Завалин, совладелец ресторана: «Молодежь знает, что СССР — это просто бренд, и ночью приходит танцевать».
На Доске почета — ударники танцпола, «продвинутые» и «актуальные».
Школьница: «Я ищу платье на „последний звонок“. Мне хотелось
Советскую школьную форму удалось найти только в
На полках «Гастронома №1» в столичном ГУМе — почти тысяча советских наименований: соки и воды, тушенки и сгущенки, номенклатурные деликатесы и просто ностальгия в консервах.
Леонид Парфёнов, автор цикла «Намедни
Понятно — тогда и слова «большевик» еще не существовало. Крутой винтаж! А все дело в том, что никакой памяти о капиталистической России ни у кого нет, вот и вернулись к советскому, считает следопыт эпохи.
Леонид Парфёнов: «А вот это аутентичненько».
«Старые песни о главном» — это
Андрей Костин, продюсер фестиваля «Авторадио, Дискотека
«Возрождены, чтоб сказку сделать былью», — говорит о советских брендах и трендах бывший подпольный
Андрей Костин: «О чем ностальгирует публика? Это некая придуманная жизнь, потому что в старое доброе время мы существовали в двух мирах. Один был нереальный, а другой — такая серенькая действительность».
Впрочем, и без агитпропа народная память сама по себе лучший цензор, объясняют социологи. Неприятное забывается, и страну накрывает волна ретрокульта.
Никита Покровский, заведующий кафедрой общей социологии Высшей школы экономики: «Историческое эхо предшествующей эпохи…Эхо идеализирует многое из того, что мы не помним и не хотим помнить. А когда нам напоминают — в том числе ученые, историки и социологи — о том, что было, это очень быстро вытесняется из сознания людей. Мы не хотим этого знать, потому что мы не хотим этого знать никогда. Помнить это».
Бороться с забывчивостью стараются на телеканале «Ностальгия». Повторяют телепрограммы двух- и трехдесятилетней давности. «Рожденных в СССР» приглашают в студию, стилизованную под ремонт.
Владимир Ананич, генеральный продюсер телеканала «Ностальгия»: «Как при ремонте ничего невозможно выкинуть, потому что каждая деталь, каждая вещь, она дает воспоминание, и она отсылает к тому времени, когда мы были молодыми».
Кстати, в прошлом веке ностальгия считалась душевной болезнью. Гости студии делятся своими рецептами. Музыкант Сукачёв пробовал советский портвейн.
Гарик Сукачев, музыкант: «Купил портвейн, пришел домой, поставил пластинку „Лед Зеппелин“. Открыл пробку зубами, выпил стакан портвейна „Кавказ“ и понял — все, юность кончилась!»
Впрочем, ностальгия может быть плодотворной не только для телерейтинга, но и культуры в целом, считают художники. Взаимное обогащение эпох.
Юрий Алексеев, дизайнер: «Культура так устроена, это ее, можно сказать, обмен веществ — есть цикл в 15, 20, 25 лет, и она неизбежно обращается к
У художника Юрия Алексеева в последнее время все заказы на стилизацию под советское время.