Подножный бизнес: как заработать миллиард на лесных запасах? Отчего в моде грибные фермы и где процветает грибной рэкет?
Вся Америка в жутком смятенье. На этой неделе президент Буш что только ни делал, чтобы протолкнуть свой план по борьбе с финансовым кризисом в Штатах. Идея состоит в том, чтобы выделить 700 бюджетных миллиардов на приобретение у банков неликвидных активов.
В Европе долгосрочные последствия и самой болезни, и ее лечения оценивать не берутся, но в Германии, например, уже заговорили о том, что США, вероятно, потеряют свой статус сверхдержавы в мировой финансовой системе, а последняя станет многополярной. Слова главы немецкого Минфина Петера Штайнбрюка.
А у нас все дело в шляпке. Ну, по крайней мере, у тех, кто вовремя понял, что на лесных запасах можно сколотить миллиардное состояние. Подножный бизнес — дикий и цивилизованный — стремительно набрал обороты в России. И вот уж модно иметь грибную ферму, и вот уж пускает корни грибной рэкет.
Корреспондент НТВ Вадим Фефилов оценил перспективы и опасности.
Разудалый корпоративный праздник грибоводов — людей, сделавших целые состояния на грибах. Для трехдневного семинара на Волге российские грибоводы арендовали, конечно, теплоход «Грибоедов». Зарубежные бизнесмены в процессе застольного обмена опытом — потеряв нити грибного разговора, говорят невпопад.
Участник семинра: «У вас такой огромный хороший рынок сбыта, что я решил собирать со всего мира грибы и привозить в Россию».
Такие шутки иностранцев для наших грибоводов как ножиком по грибной шляпке. Только Китай завез в прошлом году на российский рынок 147 тысяч тонн грибной продукции. Настоящая грибная экспансия. В России же несколько частных ферм выращивает всего 12 тысяч тонн шампиньонов и вешенок .
Александр Хренов, генеральный директор «Школы грибоводства»: «Обращаясь за кредитами в банки, грибоводы слышат: мы, мол, не знаем, что такое грибоводство и что такое грибы, ерунда
Бывший математик и рисковый человек Быковский потратил в пять раз меньше и открыл в Подмосковье производство редчайшего дальневосточного гриба шиитаке. Он подсчитал: рентабельность бизнеса — 200% . В столичных магазинах килограмм шиитаке стоит от 1000 до 1700 рублей, а Быковский снимает урожай — одну тонну в месяц. В перспективе нацелился на пять тонн, но, говоря это, тихонько стучит по дереву.
Владимир Быковский, предприниматель: «Грибы могут просто исчезнуть, и блок будет стоять и ждать. Это риск».
Грибы шиитаке на Дальнем Востоке еще называют «кошками», то ли за непредсказуемость и капризность поведения, то ли еще за что то.
Юрий Дьяков, заведующий кафедрой микологии и альгологии биофака МГУ: «Вот японцы говорят, что если съедать в день один такой гриб, то у тебя будет обеспечена старость без склероза».
У одного из ведущих мировых
Юрий Дьяков, заведующий кафедрой микологии и альгологии биофака МГУ: «Ну как сказать… Не очень это полезный продукт, но продукт чрезвычайно вкусный».
По сути грибное тело — это природный насос, втягивающий в себя все что есть в окружающей среде. И полезные элементы, и чрезвычайно вредные. Совет ученых прост: грибы стоит покупать, если они выращены на фермах или в экологически чистых местах.
Протяженность Томской области от края до края — более тысячи километров тайги, в Томске живут как минимум семь грибных королей. Миллиардные доходы, жесткая конкуренция… Но самое любопытное, что они совсем не похожи на олигархов.
Огромный холдинг Ларионова — это сборщики грибов в тысячах сибирских деревень и заготовительные пункты в сотнях райцентров. Аппаратура самая современная — шоковая заморозка.
Борис Мальцев, председатель Законодательного собрания Томской области: «Сюда приходит гриб сырой, а оттуда выскакивает ледышка. Ледышку — в мешок, мешок — в морозилку и поехало в Италию».
Средняя добыча томской компании — 46 тонн белых боровых грибов в сутки. Однако считается, что еще 90% грибов остается гнить в тайге, не хватает сборщиков.
Александр Ларионов, хозяин продовольственной компании: «Я бы сейчас президенту бы написал: нам сюда надо людей — и мужиков, и женщин, потому что стоит этот ресурс, гибнет, поднять мы его не можем».
Несмотря на свою пустую корзинку, глава региона, прогуливаясь с нами по лесу, не может скрыть удовольствия. Крупные заготовительные компании, такие как у Ларионова, решают серьезные социальные проблемы в таежной глубинке, где была сплошная безработица после массовых закрытий леспромхозов.
Виктор Кресс, губернатор Томской области: «
Таежную добычу можно было бы увеличить
Александр Ларионов хозяин продовольственной компании: «Зачем ты едешь в город? У тебя же там чистый воздух, хороший заработок, ты можешь себя на этот заработок и в Италию свозить, и по всему миру скататься. А он перспектив для себя не видит, у него там дом и огород 6 — 10 соток — это там, где лес безграничный».
Последние три года хозяин тайги Ларионов договаривался с китайскими госкомпаниями о поставке двух тысяч рабочих из КНР, готовых собирать грибы шесть дней в неделю, по 12 часов в сутки за 8 тысяч 200 рублей в месяц. Томские миграционные власти пока очень осторожно дали квоту на сто человек.
Кто бы мог подумать, что профессия грибника станет опасной. Цены на лесной продукт даже в российской глубинке за последний год выросли вдвое. Случаи «грибного рэкета» зафиксированы в Хакасии и Кузбасе.
Вадим Кирдин, исполняющий обязанности начальника отдела милиции: «Причинив ей телесные повреждения с применением насилия, забрали у нее силой грибы».
Медики зафиксировали у женщины сотрясение мозга. Выйдя из больницы в состоянии стресса, она теперь постоянно прячется в бане. Отец избитой женщины с прессой общаться не хочет. Один из сельских рэкетиров как ни в чем не бывало гуляет по улицам поселка. Односельчане говорят: он вооружен и очень опасен.
Все женщины в округе теперь ходят продавать грибы с дубинами. Мужчины торгуют спокойно, но меньше чем по двое у большой дороги не собираются.