Сможет ли Россия сама себя прокормить, не дай бог что, конечно? И кому выгодно, чтобы мы закупались за рубежом?
Едва вздохнули с облегчением эксперты в продовольственной сфере — по статистике ООН, глобальный рост цен на продукты вроде бы сбросил обороты, — а не
Какие нас в такой обстановке подстерегают опасности? Сможет ли Россия сама себя прокормить, не дай бог что, конечно? И кому выгодно, чтобы мы закупались за рубежом? Ответы на эти вопросы искал корреспондент НТВ Айрат Шавалиев.
Почти швейцарскую картину в Московской области, очевидно, в следующем году уже не увидишь. Фермер Виктор Михайлович держится из последних сил, но самое страшное не исключает.
Виктор Бабич, фермер: «Я буду вынужден отправить все поголовье на мясокомбинат».
Две сотни коров Виктора Бабича сегодня обеспечивают молоком почти весь Волоколамский район, но корма и электроэнергия дорожают с космической скоростью. А самое главное — необрабатываемой земли вокруг больше, чем во всей Швейцарии, но власти отдавать ее фермеру
Виктор Бабич, фермер: «Нет земли. Я не могу сегодня построить ферму, потому что у меня только 70 гектар земли. А этого хватит, чтобы прокормить только 50 голов. Это же убыток явный».
Уже и министр Гордеев Виктору Михайловичу обещал помочь, но чиновники как будто выживают отсюда настырного селянина с его рогатым скотом. «Убирайся со своей фермой отсюда. Вот и весь разговор», — жалуется Бабич.
В этих чанах — вся мировая география: говядина бразильская, свинина аргентинская, шпик датский. Колбасный олигарх Вадим Дымов рад бы быть мясным патриотом. Начиная дело, объезжал сельские районы России в поисках розовой вырезки и нежного окорока. Доморощенного сырья не нашлось.
Вадим Дымов, предприниматель: «Российское сырье, увы, не является лучшим, увы. Мы только в начале пути, потому что мы 20 лет назад успешно похоронили все свое животноводство, а сейчас только воссоздаем».
И любимая «Докторская», и элитная сырокопченая имеют латиноамериканские корни. И этот бразильский сериал
Вадим Дымов, предприниматель: «На рынке большинство российского продукта, но большинство продукта произведено из зарубежного сырья. Это очень важно».
Аркадий Злачевский, президент Российского зернового союза: «Безусловно, надо создать режим, который бы стимулировал отечественное производство. А для этого надо сократить квоты на ввоз всех видов мяса на российскую территорию, создать стимулы для сбыта отечественной продукции».
Глава Российского зернового союза беспокоится за мясных производителей России, но за хлеборобов уже спокоен. Последние пять лет Россия не только обеспечивает зерном внутренний рынок, но и входит в пятерку экспортеров зерна в мире. Голода в стране не будет никогда, успокаивает Аркадий Злачевский, но к росту цен, в том числе и на хлеб, придется привыкать.
Аркадий Злачевский, президент Российского зернового союза: «Рост цен — это не наша внутренняя проблема, а общемировая проблема. Бороться надо не с ценами, бороться надо с бедностью в карманах. Вот это будет куда продуктивнее
Последние новости о страшном землетрясении в Китае огорчили и специалистов в продовольственной области. Общемировой дефицит продуктов еще более обострится. Россия пока к этому не готова, а Европа, наоборот, приготовилась к экспансии и уже ее осуществляет.
Аркадий Злачевский, президент Российского зернового союза: „К нам идет в основном субсидированная продукция, например, из Европы, которая субсидируется в очень значительных масштабах. Мы обсчитывали, например, по свинине объем дотаций на это мясо. На килограмм получилось порядка полутора евро. Это же огромные деньги!“»
Виктор Семёнов, депутат Госдумы РФ, «Единая Россия»: «Мы уже потеряли продовольственную безопасность. Но мы
Основатель известного аграрного холдинга и бывший министр сельского хозяйства, а ныне депутат Госдумы Виктор Семёнов водит нас между уходящими вдаль полями зеленого салата и зарослями томатов. Но это благополучие вокруг — иллюзия. Рентабельность производства огурцов и помидоров в этом году —
Виктор Семёнов, депутат Госдумы РФ, «Единая Россия»: «Где на Западе такое может быть, чтобы в течение одного сезона цены на удобрения повысились на 60 процентов?! Или такой вопрос — как только нужно стабилизировать обстановку с ценами, замораживают цены на продовольствие. Ну, так заморозьте цены на энергетику! Почему только за счет крестьянина?»
Мировые продовольственные войны в будущем неизбежны, считает депутат Семёнов. И Россия имеет все шансы в этих войнах одержать победу, если сначала победит чиновничью и законодательную чехарду.
Виктор Сёменов: «Страна может заработать на этой ситуации. Нужно продавать и экспортировать продовольствие, но только после того, как сами себя, конечно, накормим. У нас 30 процентов мировых запасов чернозема, у нас с каждым годом, по данным ООН, улучшается климат».
Это мечты, а вот реальность. По данным Росстата, за 15 лет закрылись 114 тысяч фермерских хозяйств. Количество крупного рогатого скота сократилось в два раза. Производство молока с
Не дожидаясь действий Москвы, нижегородские власти пытаются защитить местного производителя. На этом рынке законы рынка временно не действуют. Раньше это назвали бы «инициативой на местах».
Александр Кашаев, директор рынка: «Они торгуют только нашим мясом, потому что импортного мяса у нас вообще нет. Я отвечаю за эти слова, потому что я проверяю их вместе с ветеринарами. У нас все нормально по поводу этого».
Продукт, произведенный в области, власти маркируют соответствующим значком и помогают его размещению в торговых сетях.
Леонид Седов, министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области: «Основная цель- это стабильная работа наших сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих предприятий, которые производят продукты питания для нижегородцев, чтобы они могли всегда иметь стабильных рынок сбыта».
Если долго плутать по проселочным дорогам Тульской области, через несколько часов окажешься у забора с колючей проволокой. Здесь находится один из секретных объектов организации, которая уже 68 лет занимается продовольственной безопасностью страны. На такой глубине — 125 метров — не страшен ядерный удар. Бывшие гипсовые шахты Росрезерв превратил в кладовые Родины.
Километры коридоров, уходящих за горизонт. Налево пойдешь — консервы найдешь, направо — на сахарные завалы наткнешься. Сколько здесь тонн продовольствия — это гостайна. Какие продукты хранятся в подземельях по всей России — тоже секрет. Задача Росрезерва: обеспечить страну на случай войны у нас или гуманитарной катастрофы у соседей. Но экономика России тоже иногда запускает лапу в эти закрома.
Александр Земсков, заместитель руководителя Федерального агентства по государственным резервам: «Были в свое время прецеденты, когда по
Этого своего рода продовольственный стабилизационный фонд России. В случае войны, не дай бог, конечно, этого «подкожного жира» хватит на три месяца жизни страны. Конечно, и в мирное время власти обращаются к этим закромам Родины. Но каждый раз это недобрый знак для экономики страны.
С системными ошибками в государственной продовольственной политике даже Росрезерв справиться не в состоянии. На одном из подмосковных заводов молочные реки еле текут.
Елена Ковалёва, генеральный директор молочного завода:
Этот молочный завод покупает сырье у того самого фермера Виктора Бабича из Волоколамского района Московской области. Отношения уж больно давние, дружеские. А
Елена Ковалёва, генеральный директор молочного завода: «Цены, которые предлагают зарубежные страны, ниже, чем у нас. Соответственно, оттуда берут сырье более дешевое».
Все они — и директор молочного заводика, и фермер Бабич, и крупный колбасный производитель, и фанат отечественных огурцов — и составляют передний край обороны от мирового продовольственного кризиса. По их словам, внешнего врага они победят, если им внутренние не помешают.