Колебания курсов валют повлияли на жизнь и планы петербуржцев. Они стоят в очереди за жетонами и отменяют европейские каникулы.
С непраздничным настроением переживают последние дни года многие петербуржцы. Валютные заемщики ломают голову над тем, как справится с ежемесячными платежами, которые растут вместе с курсами валют. Полицейские вынуждены усиленно следить за салонами сотовой связи, которые подверглись серии ограблений. И даже коммунисты Петербурга не остались в стороне от финансового кризиса.
Так вышло, что хочется поздравить с наступающим, но в этом декабре только и приходится говорить об отступающем рубле и подступающем экономическом кризисе. Главный российский признак заморозков в финансовой сфере — очереди в магазинах.
Если сначала все удивились высокой цене на гречневую крупу и стали ее скупать (вдруг дороже станет, хоть ее и не ем), то затем часами стояли уже за электроникой и бытовой техникой, одеждой и, в конце концов, жетонами метро.
Наши люди, кажется, за пару десятилетий стали профессиональными выживальщиками в кризисных условиях. Но есть и такие, как семья Кирилла и Анны. Они с маленьким сыном Иваном и его бабушкой живут в квартире на проспекте Металлистов.
Выплата валютной ипотеки съедает 80 процентов дохода семьи. О реструктуризации задолженности банк говорить наотрез отказывается. Особенно обидно, что взять в долг доллары Кирилл и Анна решились вынужденно, а не в погоне за низкими процентами.
Анна Кушнерова, участница кредитного договора: «Мы обратились в шесть банков с просьбой выдать нам ипотеку в рублях. Везде мы получили отказ, хотя на тот момент у нас не было ребенка, мы оба работали. У нас был взнос за квартиру порядка 50 процентов. Нам везде дали отказ».
От будущего кризиса семья, взявшая в кредит во время предыдущего, ничего хорошего не ждет. Если государство, спасающее банки и корпорации, таким, как они, не поможет, то вряд ли Кирилл и Анна смогут сохранить свое единственное жилье.
Кирилл Ермошин, участник кредитного договора: «Нас выселят по суду через год с ребенком. И такие прецеденты уже есть. Если это сделают, я как мужчина этого не допущу. Я приложу все усилия, чтобы этого не было».
Но если сотни петербургских семей не знают, как им совершить очередную выплату по ипотечному кредиту и оставить хоть
По данным аналитиков, в Петербурге купили до четырех с половиной миллионов объектов. Тут вроде бы порадоваться покупательной способности населения, но большинство приобретенных квадратных метров инвестиционные. Их через полгода решат продать, и это затормозит столь важный рынок.
Дмитрий Синочкин,
Преступник, получивший прозвище Аватар за то, что был запятнан специальной помечающей преступников синей краской, грабит салон сотовой связи. Его нападениям подверглись точки по всему городу. Обычный такой, вроде бы, налетчик, но бывший сотрудник органов и замглавного редактора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков видит в этом симптоматичные признаки.
Порядок, безопасность и спокойствие, которые в последнее время, казалось, вошли в число привычных вещей, в кризис снова нужно защищать. И тут уж каждому надо пересмотреть систему ценностей.
Неужели все так плохо, и даже в таком городе, как Петербург, с его потенциалом и уникальными компетенциями нет возможностей увернуться от кризиса. Экономисты прогнозов не дают. Да, есть наука, порты, туризм. Но когда всю страну штормит, нельзя надеяться найти тихую гавань. Но и отчаиваться не стоит.
Вадим Капусткин, доцент кафедры мировой экономики экономического факультета
Спасать деньги в текущей экономической ситуации вынуждены даже те, кто презирает любые спекуляции. Петербургские коммунисты на партийные взносы приобрели в антикварной лавке бюст Ильича. На финансовое ухудшение в региональной ячейке этой партии, конечно, смотрят с высоты своей идеологии. Трудовой народ беднеет, плохо, конечно. А до чего еще могла довести капиталистическая глобализация?
Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв изучил опасения горожан и ожидания экономистов. Подробнее — в спецрепортаже.