55 тысяч рублей. Именно во столько, по неожиданному признанию вице-президента «АвтоВАЗа», обходится заводу самая народная машина Lada Granta. Другими словами, каждый мог бы купить новенькую машину за сравнительно небольшие деньги, если б не акциз, маржа, налоги и торговая накрутка. Но в автоконцерне поспешили все опровергнуть: мол, журналисты опять неправильно поняли.
Игорь Моржаретто, автоэксперт: «Если бы он стоил 55 тысяч, а продавался за 269, я думаю, никто бы не занимался продажей наркотиков, никто бы не занимался продажей оружия, забыли бы, что такое проституция и все бы кинули деньги в автопром!»
Современный автомобиль — это обработанный коктейль из металла, стекла, пластика, ткани, резины и кожи. Узнаем, сколько стоят отдельные ингредиенты, например, железо. По технологии в одном российском легковом автомобиле порядка 3% необработанного железа. Один килограмм его на рынке стоит 5 рублей. Элементарная математика: получается, что 300 килограммов обойдется всего в полторы тысячи.
Стоимость материала на заводе, разумеется, не назовут — коммерческая тайна. Но вот обычный интернет сайт с самой обычной ценой на металл — всё сходится. Пока же президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон примеряет на себя роль экскурсовода и, кажется, буквально на пальцах пытается доказать, что 55 тысяч рублей — это выдумка нерадивых журналистов.
Бу Андерссон, глава «АвтоВАЗа»: «Возьмем, например, изоляцию,
Потом он покажет иностранные комплектующие.
Бу Андерссон, глава «АвтоВАЗа»: «Это модуль кондиционера — люди много жаловались на вентиляцию и кондиционирование. Сейчас у нас одна из лучших систем в мире».
С этим радостным утверждением, похоже, согласны не все.
Юрий Целиков, член совета ветеранов «АвтоВАЗа»: «Бу Андерссон, которого у нас на заводе называют сказочник, — он очень здорово рассказывает сказки».
Что же касается цены, то в автосервисах говорят, что себестоимость Lada Granta составляет 160 тысяч.
Игорь Моржаретто, автоэксперт: «Цена комплектующих составляет порядка 60%. Даже если вы попытаетесь найти в рознице движок, все равно меньше, чем за 50 тысяч рублей вы его не найдете. Новый для завода стоит 30 тысяч. Это самая дорогая часть».
Пожалуй, пришло время спросить и господина Андерссона о самом главном: можно ли назвать наш ВАЗ самым зарабатывающим брендом в мире? Он улыбнется, а потом на чистом русском скажет.
Бу Андерссон, глава АвтоВАЗа: «Это неправда!»
И только для «Центрального телевидения» назовет цифры, которые все так ждали.
Бу Андерссон, глава АвтоВАЗа: «У нас сегодня маржинальная прибыль от 25% до 27%, а это же цена продаж минус цена производства».
Это, конечно, не 300 тысяч, но, судя по всему, на дешевых авто нам поездить так и не удастся. А газетная утка про «55 тысяч рублей», так и останется несбыточной, пусть и такой заманчивой мечтой.