В Мадриде проходит заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ, на котором обсуждалось отсутствие на российских выборах представителей БДИЧП, а также указ Путина относительно ДОВСЕ.
В Россию приехали первые иностранные наблюдатели, которые будут следить за ходом выборов. Однако представителей Бюро по правам человека при ОБСЕ среди приехавших нет и не будет.
Эту тему сегодня активно обсуждали в Мадриде, на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ, где Россию представлял Сергей Лавров.
Обсуждали и другой животрепещущий вопрос — приостановление Россией участия в ДОВСЕ, Договоре об обычных вооружениях в Европе. Закон об этом как раз сегодня подписал Владимир Путин.
За дискуссиями и их накалом следил корреспондент НТВ Вадим Глускер.
Отныне Россия не предоставляет никакой информации о количестве военной техники, никакого доступа международным инспекциям на территорию страны, а главное, у нас нет никаких лимитов по количеству обычного вооружения.
Тогда, в 1990 году, 16 стран НАТО и еще 6 Варшавского договора договорились о примерном равенстве войск и обычных вооружений. И 17 лет назад соглашение оказалось действенным. Количество военнослужащих сократилось на 700 тысяч человек, а боевой техники — на 60 тысяч.
Но «холодная война» закончилась, Варшавский договор приказал долго жить, и в 1999 году появился новый договор. Он учитывал интересы России, особенно в вопросе расширения НАТО на Восток.
Однако страны Североатлантического блока не спешили ратифицировать этот документ. Более того, они ввели на него своеобразный мораторий. Именно об этом говорил сегодня в Мадриде министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Вечно такая ситуация продолжаться не могла. Так что сегодняшним указом российского президента геополитическая ситуация в Европе меняется кардинально. Главное же, что у России теперь есть суверенное право передвигать свои войска на своей территории туда, куда будет стратегически необходимо.
Впрочем, в Мадриде на заседании Совета министров стран — членов ОБСЕ главной обсуждавшейся проблемой была как раз сама роль организаций по безопасности и сотрудничеству в Европе.
По мнению Сергея Лаврова, статус ОБСЕ не может считаться неприкосновенным. При этом общая европейская архитектура создается и на частных основах, как, например, в вопросе российских парламентских выборов.
Представители США и Европейского союза косвенно обвиняли Москву в попытке подрыва работы Европейского бюро по правам человека, занимающегося мониторингом всех выборных кампаний в Европе.
Сергейц Лавров, министр иностранных дел РФ: «Я думаю, что в этой области достигнута точка невозврата. Или мы будем все вместе договариваться о правилах электорального мониторинга, или разночтения в данной сфере поставят под угрозу перспективу БДИЧП как института ОБСЕ».
Глава российского внешнеполитического ведомства не оставил в стороне и заявления руководства бюро о том, что в их отказе прислать международных наблюдателей, виновата российская сторона. Сергей Лавров прокомментировал ситуацию следующим образом: если очень дипломатично сказать, то это неправда.