Может ли ребенок с приговором «идиотизм» стать вундеркиндом и как быть с детьми-индиго , которых одни называют изгоями, а другие надеждой человечества?
О цветах жизни на минувшей неделе вспоминали часто: во всем мире отметили День защиты детей. В нашей стране, по статистике, ежегодно появляются на свет около полутора миллионов младенцев.
Сколько из них в процессе развития обнаруживает признаки одаренности, гениальности или таланта, — официальные данные отсутствуют. Да и как это определить? Может ли ребенок с приговором «идиотизм» стать вундеркиндом? Можно ли вырастить суперчадо? И как быть с
Ответы на эти вопросы искал корреспондент НТВ Владислав Сорокин.
Виктория Юркевич, заведующая лабораторией «Психология одаренных детей»: «Япония, Южная Корея… У них сейчас задача развития одаренности стала национальной идей».
В России гениев не меньше, но проблем у них больше. У Ростислава с внешним миром не заладилось, когда он еще был внутри матери. А потом врачи вынесли приговор. «Поражение центральной нервной системы, синдром угнетения. Я спрашиваю: а что это? Мне отвечают: а это как трава», — говорит мама мальчика
Патология переросла в гениальность. В три года Ростик читал наизусть «Бородино», в пять лет открылась персональная выставка его картин. Потом пошел в школу, но там его невзлюбили.
Наталья Рудакова, мама Ростислава: «Школа дает такие характеристики: рисовать он не умеет, все не эстетично. Мол, он вообще ненормальный».
Как реализовать свой талант — в обычных школах этому не учат. «Я хотел учиться, а там ничему не учили», — замечает Ростислав Рудаков. Его сюрреалистичные картины сейчас покупают известные галереи, но понять Ростислава дано не каждому.
Алексея в детстве эксперты называли Ломоносовым, даже в президенты прочили. А он вырос и стал программистом.
Алексей Романовский: «С моей специализацией ошибались предметно и методически. Долгое время думали, что я буду химиком, потом биологом… Не могу сказать, что я стал великим математиком или программистом».
Государственных школ для одаренных — на всю страну не больше сорока. В этой преподают не учителя, а ученые из вузов. Тут все не как у всех: во время урока можно сидеть на парте, а обучение и вовсе начинается в крымских пещерах.
Сергей Бебчук, директор школы №1199: «Мы готовим первопроходцев, они не могут быть стандартными».
Оценки по десятибальной логарифмической шкале. Но главное — здесь с учителем можно и даже нужно спорить.
Лена Кулакова, ученица школы №1199: «Если он сказал формулу, пусть даже неправильную, значит так оно и есть, и никаких вопросов не должно возникать — это в обычной школе. А тут можно вступать в дискуссии».
Это называется проективной методикой: ребенка просят нарисовать дом — получится некий психологический автопортрет. Например, если у здания не будет окон, значит меленькому художнику трудно воспринимать новую информацию. А вот если он рисует трубу, да еще с дымом по ветру — это уже выход за грани обычного, значит ребенок способен мыслить нетривиально.
Впрочем, понять по картинке, насколько одарен трехлетний автор, можно только приблизительно, если, конечно, на просьбу изобразить домик он вам не ответит изометрической проекцией средневековой крепости в масштабе 1:355.
Ваню никаким тестами не познаешь. Таких как он, называют
Ваня: «Когда мы так встанем, мы пробьем энергией середину Земли, и с одной стороны она начнет в эту дыру вливаться, а в другую выливаться и выльется новая Земля».
Звучит фантастично, но парадокс в другом — во всем мире
Ваня: «Сейчас потихонечку идет переход в пятое измерение, мы тут недавно в четвертое перешли».
Но тут же махнул рукой, потому что ему не поверили. Они это сразу видят и очень расстраиваются.
Ваню и многих других водили в институт нейрофизиологии, снимки мозга детей поразили ученых. Чтобы оба полушария работали так сбалансировано — такое только у гениев и наблюдали.
Галина Таратынова, научный сотрудник Института нейрофизиологии РАН: «Да, они обладают сверхсознанием. Такое состояние называют состоянием озарения. У них есть предпосылки для активного творчества».
Лабораторию, что занималась