Тайны Гуантанамо охраняют люди в масках
В этом видео:
Без суда и следствия. На минувшей неделе напомнила о себе и оскандалившая на весь мир Америку тюрьма, по иронии судьбы располагающаяся на острове Свободы. Гуантанамо. Ее вроде закрыть обещали, но на
КОР: 115 кв. км территории, которую американцы арендовали у Кубы больше века назад,
Пятый лагерь одиночной камеры, блок сверх строгого режима. Здесь держат возмутителей спокойствия, самых непокорных узников Гуантанамо. Таким выдают оранжевые робы и разрешают всего 2 часа прогулки в день. Охранники в блоке раздают еду в специальных масках, чтобы арестанты не могли плюнуть в лицо. А после того, как 2 года назад здесь покончил с собой один из заключенных, охрана проверяет камеры каждые три минуты. Можно посмотреть телевизор, но только сперва прикуют кандалами к полу. Зато в программе есть Аль Джазиро на английском. Цензура признала их программы не опасными для арестантов.
ДОННИ ТОМАС (НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ ГУАНТАНАМО): Если ты напал на охранника, оскорбил его, закрыл камеру наблюдения, то считается, что ты представляешь угрозу, и оранжевая роба сразу даст понять охране, что ты опасен.
КОР: Послушные ходят не в оранжевых, а в белых робах. Гуляют дольше и могут заказать больше книг в тюремной библиотеке.
ДОННИ ТОМАС (НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ ГУАНТАНАМО): Послушных сейчас около 85%. Если ты слушаешься, то живешь вместе со всеми, если нет идешь в одиночку. И большинство понимает разницу. Им нравится жить вместе со своими братьями и молиться вместе с ними.
КОР:
ДЖОНАТАН ЭДАМС (ТЮРЕМНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ): Один русский у нас точно есть. Я с ним не говорил, но знаю, потому что он просит книги на русском, смотрит русские фильмы и программы по телевизору. Он из послушных, сотрудничает.
КОР: Сколько русскоговорящих узников сейчас сидит в Гуантанамо, нам не говорят, это секрет. Но русским духом в тюрьме пахнет. Здесь даже есть русские книжки в библиотеке. Ну, вот по религии «Ислам», «Мировые религии и жизнь пророка», «Мухаммад», русские народные сказки, классическая литература и очень много современной, вот, например, Донцовой. Целая, целая подборка Донцовой. Что у нас еще тут? Фазиль Искандер. Современные: Стиг Ларссон.
ЖЕНЩИНА: На первом месте, конечно, книги по религии. А еще очень любят историю, фантастику и просто художественную литературу.
КОР: Все время, что мы работали в Гуантанамо, рядом с нами за кадром находились два офицера армейской
Вопросы об избиениях и интенсивных методах допроса, которые и создали печальную славу тюрьме, прозванной «Карибским ГУЛАГом», сейчас здесь встречаются с недоумением.
ДЭВИД ВУДС (КОМАНДУЮЩИЙ БАЗОЙ ГУАНТАНАМО): Знаете, мне самому было не по себе, когда я узнал, что поеду сюда. Я много читал в Интернете, в прессе, но оказавшись здесь, понял, что очень многое придумано. Конечно, это тюрьма. Но сейчас это тюрьма мирового класса.
КОР: Брэндон Нили бывший охранник Гуантанамо до сих пор с ужасом вспоминает свою службу. Он встречал в тюрьме первую партию арестантов. Тогда их размещали в клетках под открытым небом.
БРЭНДОН НИЛИ (БЫВШИЙ СОТРУДНИК ОХРАНЫ ТЮРЬМЫ ГУАНТАНАМО): Нам объясняли, что Женевские конвенции тут не действуют. Что заключенные худшие люди на свете.
КОР: Отслужив в Гуантанамо, Брэндон уволился из армии, и несмотря на то, что давал подписку о неразглашении, молчать не стал и первым из охраны рассказал миру об ужасах тюрьмы.
БРЭНДОН НИЛИ (БЫВШИЙ СОТРУДНИК ОХРАНЫ ТЮРЬМЫ ГУАНТАНАМО): Я просто был шокирован отношением к заключенным. Одному, я помню,
КОР: Рамзи Кассим представляет семерых узников Гуантанамо. Некоторые его подзащитные сидят в тюрьме с ее открытия, без суда и следствия.
РАМЗИ КАССИМ (АДВОКАТ): «Гуантанамо» сейчас выглядит совершенно иначе, нежели 5 или 10 лет назад. Но суть осталась прежней. Там сидят люди, которым не предъявлено обвинений, которые 10 лет ждут суда, которые даже не знают, смогут ли они
ДЭВИД ВУДС (КОМАНДУЮЩИЙ БАЗОЙ ГУАНТАНАМО): На каждой войне берут в плен солдат, чтобы не дать воевать им дальше. И эта тюрьма создана для того же. Война продолжается, и мы стараемся держать тех, кто воюет с нами вне поля боя. Я 30 лет провел на Ближнем Востоке, и я понимаю важность Гуантанамо.
КОР: Но из почти 800 заключенных, попавших в Гуантанамо за эти годы, больше 600 были отпущены на волю. Судили только шестерых.
РАМЗИ КАССИМ (АДВОКАТ): Типичный арестант Гуантанамо это человек, которого продали американцам, чтобы получить за него деньги. А доказательством служит то, что там сейчас сидит всего 171 заключенный. Представляете, из 800 осталось только 171.
КОР: Два года назад президент США Барак Обама с помпой пообещал закрыть тюрьму, но этого так и не произошло. А скоро, по мнению правозащитников, ее закрытие и вовсе может потерять всякий смысл. 1,5 месяца назад Обама подписал закон о национальной безопасности, по которому любого иностранца, подозреваемого в терроризме, можно держать за решеткой сколь угодно долго. Раньше такое было возможно только в странах с военной диктатурой, считают правозащитники.
РАМЗИ КАССИМ (АДВОКАТ): То, что мы понимаем под системой «Гуантанамо», сейчас интегрируется в американское правосудие. Другими словами даже если тюрьму закроют, Гуантанамо превратится не просто в место на карте, а в идею, норму правосудия.
КОР: На самом острове следов возможного закрытия нет и в помине. Недавно в базу Гуантанамо вложили полмиллиарда долларов. Здесь появились поля для гольфа, американского футбола, есть рестораны, закусочные, целые жилые городки. За пустующими тюремными блоками присматривают. И даже печально знаменитый лагерь «Экс Рэй», металлические клетки на улице, с которых и начиналась тюрьма, не уничтожили, а только законсервировали.
Алексей Веселовский, Владимир Бадиков и Юлия Васильченко, телекомпания «НТВ», залив Гуантанамо, Куба. Хьюстон и
Связанные новости
12.02.2012, 20:58
Тайны Гуантанамо охраняют люди в масках