Саммит «большой двадцатки», даже не успев начаться, оказался в тени другого саммита, стран еврозоны. Мировые лидеры собирались обсуждать в Каннах реформу валютной системы и другие вопросы глобальной экономики, а вместо этого сейчас решают в авральном режиме проблему европейских долгов. Виновата в этом Греция, которая неожиданно для всех захотела вынести на всенародное голосование уже согласованный в Брюсселе вопрос о финансовой помощи стране. С нами на прямой связи из Канн наш обозреватель Вадим Глускер. Вадим, что происходит на этих мини-саммитах стран Еврозоны, которые предшествуют встрече «большой двадцатки»?
КОР: Очередной такой вот мини-саммит должен начаться примерно через полчаса, ну, а накануне 3 часа президент Франции Николя Саркози, канцлер Германии Ангела Меркель. Руководители Международного валютного фонда и Европейского союза пытались разрешить разрулить ситуацию в связи с проведением в Греции референдума. Более того, после этого во время ужина для встречи с руководителями еврозоны был вызван, именно вызван на ковер, на этом очень настаивает Елисейский дворец. Так вот был вызван на ковер премьер-министр Греции Георгиос Папандреу. Переговоры за ужином продолжались несколько часов. Единственное, о чем смогли договориться лидеры стран еврозоны, чтобы еще один саммит будет проведен сегодня утром. Причем, в начале сюда хотели в Канны пригласить, например, лидеров всех государств, входящих в эту еврозону, а это 17 стран. Но в результате ограничились только премьер-министром Италии Сильвио Берлускони и Испании Сапатеро, который и так участвует в работе «двадцатки». По сути дела лидеры еврозоны уже смирились с тем, что референдума в Греции не избежать. Он будет проведен, единственное, в чем они смогли убедить премьер-министра Греции, что вопрос на этом референдуме должен звучать очень жестко и четко. Согласны ли греки оставаться в еврозоне или нет, а не представлять вот этот размытый вариант вопроса, дескать, вы хотите, чтобы Евросоюз отказывал вам финансовую помощь в ответ на то, что вам придется затягивать пояса. Вопрос очень жесткий и четкий вы остаетесь в еврозоне или нет?
НИКОЛЯ САРКОЗИ (ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ): Хочет ли Греция остаться в зоне евро? Да или нет? Мы этого хотим и сделаем для этого все, от нас зависящее. Но ответ на этот вопрос должны дать сами греки. Если в Греции будет проводиться референдум, на него должен быть вынесен именно этот вопрос.
АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ (КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ): Мы хотим помочь Греции. Мы хотим, чтобы Греция осталась в еврозоне. Но одностороннее решение Греции о референдуме изменило ситуацию, поэтому шестой транш будет выплачен только после того, как все сомнения относительно этого референдума будут рассеяны и станет известно, что греки проголосовали в пользу евро.
КОР: 6-й транш это 8 млрд. долларов. Если он не будет выплачен, то у Греции просто не будет собственных валютных средств и уже 11 декабря, именно эту дату называют все мировые эксперты, 11 декабря Афины вынуждены будут объявить о дефолте в первом в истории всей еврозоне. Безусловно, с драхмой, если Греция решит все-таки выйти из еврозоны, решить проблему экономического кризиса уж точно будет невозможно и это прекрасно понимает греческий премьер-министр.
ГЕРГИОС ПАПАНДРЕУ (ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ГРЕЦИИ): Вопрос не только в программе финансовой помощи. Вопрос в том, хотим ли мы остаться в зоне евро. Это совершенно очевидно. Я считаю, что ответ на него будет положительным. Я верю, что народ Греции хочет остаться в зоне евро, и что итоги референдума станут тому подтверждением.
КОР: Ну как вы слышали, греческий премьер-министр все-таки уверен, но еще как бы где-то сомневается. А вот министр финансов Греции жесток и он очень четко заявил, что Греция обязана остаться в еврозоне. И вот руководители этих стран европейской зоны, они прекрасно понимают, что уже существуют разногласия внутри греческого кабинета министров. И это, безусловно, не может радовать и Николя Саркози, и Ангелу Меркель. В эти минуты, я напоминаю, начнется мини-саммит еврозоны, а буквально через час уже начнется основная работа «двадцатки» и вот если говорить о двадцатке, об этом клубе ведущих мировых держав, то стоит заметить, что безусловно, все в Каннах смотрят на то, как будут реагировать на события в Европе страны БРИК: это Россия, Бразилия, ЮАР, Индия и Китай. Китайский лидер Ху Цзиньтао уже заявил, что не намерен пока помогать Европе, у Старого Света достаточно собственных резервов. Буквально через час состоится встреча китайского лидера с президентом России Дмитрием Медведевым. О чем договорятся лидеры 2-х государств, мы узнаем к нашему следующему выпуску новостей. Но как бы то ни было, Россия и об этом нам стало известно из дипломатических кругов нашей делегации, дело все в том, что Россия в теоретически могла бы поспособствовать решению европейского кризиса выделив определенную сумму денег. Какую? Об этом чуть позже. Василий?
В: Вадим, Спасибо. Вадим Глускер был с нами на прямой связи из Канн, где сегодня начинается встреча лидеров стран «большой двадцатки» и сейчас обсуждаются греческие долговые проблемы.