На этой неделе кипели страсти вокруг лондонского аукциона «Сотбис». Там планировали выставить на продажу советские ордена, в том числе очень редкие.
На этой неделе кипели страсти вокруг лондонского аукциона «Сотбис» (Sotheby’s). Там планировали выставить на продажу советские ордена, в том числе очень редкие.
В соответствии с российским законодательством приобретение и сбыт государственных наград запрещены, и вывезти их из страны может либо сам награжденный, либо обладатель свидетельства на право вывоза культурных ценностей.
Проблема в том, что на перечисленные ордена Росохранкультура подобных разрешений не выдавала. Получалось, что они уплыли за границу незаконно. Аукционный дом к доводам Москвы прислушался и снял спорные лоты с торгов, но и только.
Российские же чиновники рассчитывают вернуть их на родину. Кто делал бизнес на чужой славе, разбирался корреспондент НТВ Владимир Кобяков.
У Ильи Рясного профессиональный интерес. Даже прогулка по Старому Арбату для него работа — вдруг
Илья Рясной, старший оперуполномоченный отдела МВД РФ по борьбе с посягательствами на культурные ценности: «Орден — это вещь, которая кровью оплачивается, а не штуковина, которую можно на базаре купить».
Аукцион «Сотбис» готовил премьеру. До этого из России сюда попадали только награды царского времени.
Джоанна Викери, руководитель отдела русского искусства аукционного дома «Сотбис»: «Интерес к советскому периоду возник в последние два года. На самом деле, это первый раз, когда советские ордена выставляются на нашем аукционе».
Встретить такое на московском аукционе еще никто не смог, мешает Уголовный кодекс. В коридорах аукционного дома и карты, и часы, и антикварная мебель. Пока рассматриваешь редкие книги, в соседнем зале с молотка уходят картины XIX века.
Специализированные аукционы орденов и медалей — редкость, в России их проводят в год не больше пяти. Участников можно снимать только со спины, но основных покупателей все равно в зале нет — торги идут через Интернет.
Следующая остановка — Лондон, но это для тех, кто побогаче. Билет в британскую столицу уже в кармане Олега Николаевича.
На сайте «Сотбис» представлен первый, еще серебряный, орден Ленина. На сленге коллекционеров он называется «трактор». Только в конце
Олег Стецюра, президент аукционного дома: «Тут еще неприкрашенный профиль Ленина: бровки, губки, даже бородка
У заместителя руководителя Росохранкультуры теперь две настольные книги — каталог розыска и новинки «Сотбис».
Анатолий Вилков, заместитель руководителя Федеральной службы России по охране культурного наследия: «В нашей базе данных числится более 800 наград Советского Союза, которые находятся в розыске».
Михаил Перченко, президент аукционного дома: «Есть семьи полководцев, которые стесняются признаться, что они продали награды. Поэтому считается, что все они украдены».
Коллекционер антиквариата Михаил Перченко говорит, что Россия сейчас стоит в одном ряду с Кубой, Северной Кореей, Албанией и Китаем. Только в этих странах запрещена торговля орденами.
Михаил Перченко, коллекционер: «Вот говорят: наши отцы и деды проливали кровь, а мы продаем их награды! А если у вас несчастье в семье, если болен ребенок? С этой точки зрения никто проблему не рассматривает».
На «Сотбис» оказались и орден Ушакова, и орден Нахимова, и орден Богдана Хмельницкого. Цена от 50 тысяч фунтов и выше.
Борис Боярсков, руководитель Федеральной службы России по охране культурного наследия: «Все награды имеют номера, все они будет идентифицированы, и мы имеем сведения, что один из них находился в экспозиции музея».
Уже несколько лет милиция ищет исчезнувшие из музея ордена маршала Баграмяна и генерала армии Хрулева. До 1977 года семьи после смерти полководцев были обязаны сдавать все ордена государству.
Аридна, правнучка Рокоссовского, предлагает музейщикам провести независимую экспертизу наград предка.
Ариадна Рокоссовская, правнучка Рокоссовского: «Сейчас, когда возник весь вопрос с орденами „Сотбис“, сразу возникает вопрос, а не наши ли там награды?»
Росохранкультура вспоминает дело Юрия Тихонова, который унес из квартир ветеранов 22 ордена. Он представлялся сотрудником архива и вместо наград подкладывал муляжи. За аналогичное преступление он сидел и в Белоруссии, откуда из тюрьмы бежал в Москву.
Илья Рясной, старший оперуполномоченный отдела МВД РФ по борьбе с посягательствами на культурные ценности: «Крал там, крал здесь. Вещи уходят на Запад контрабандой и там продаются на аукционах».
«Сотбис» соглашается провести русские торги в Лондоне без советских орденов.
Джоанна Викери, руководитель отдела русских продаж аукционного дома «Сотбис»: «Ордена попали к нам из Америки. Человек, который их поставил, считается одним из самых надежных дилеров».
Надежного дилера теперь ищут и российские чиновники. Только он точно знает, кто владелец скандальной коллекции.