В Зарайске День народного единения был почти незаметен. Хотя именно здесь, может, и стоило организовать пышные торжества.
В Зарайске сегодняшний праздник был почти незаметен. Хотя именно здесь, может, и стоило организовать пышные торжества. В этом подмосковном городке служил воеводой Дмитрий Пожарский, и именно отсюда он ушел освобождать Москву во главе отрядов первого народного ополчения.
После победы Пожарский больше не возвращался в Зарайск, но и на московский трон не претендовал. Историю знаменитого воеводы изучил корреспондент НТВ Никита Анисимов.
Сотрудник единственного сохранившегося в Подмосковье кремля Александр Румянцев каждый день выходит в дозор на древние башни.
И хотя здешний памятник Дмитрию Пожарскому вышел не в полный рост, а только по пояс, жители малого города России Зарайска не скрывают большой радости. Раньше о знаменитом земляке напоминала только мемориальная доска.
Спасителя России зарайцы увековечили в непривычном одиночестве — без Кузьмы Минина. Внешность князя в представлении горожан обязательно должна быть былинной: русский богатырь с бородой и в доспехах. Проверить, насколько этот образ соответствует действительности, невозможно — подлинного изображения в Зарайске не нашли.
Дмитрий Пожарский прослужил здесь воеводой чуть больше года. Во время смуты князь, кажется, единственный не боролся за личную власть, поэтому и был замечен Кузьмой Мининым. Сам Зарайск ни тогда, ни позже особой благодарности за подвиг своего воеводы не удостоился.
К новому празднику зарайцы хотели найти главную святыню города — меч Пожарского. Он три столетия пролежал в алтаре церкви, но после революции пропал. По слухам, его увезли в московский музей. Но столица показалась зарайцам неприступной крепостью, и поиски меча завершились ничем.
После освобождения Москвы Дмитрию Пожарскому еще предстояло выиграть внутреннюю битву с самим собой. Это ведь уникальный случай для любого времени: взять власть, а потом добровольно уступить ее другому. Конечно, после победы над интервентами в Зарайск Дмитрий Пожарский уже не вернулся. Здесь единственная память о нем — это так никогда и не взятые врагом крепостные стены.
Хранитель стен Александр Румянцев после 30 лет изучения документов так и не смог понять, почему князь из рода Рюриковичей, имевший все данные государя, не захотел им стать. Но ради великого земляка даже зарайские коммунисты в этот праздник готовы поступиться дисциплиной, и выпить сначала за князя, и только потом за революцию.