Крым готовится раскрыть самые сокровенные секреты, чтобы привлечь этим летом как можно больше туристов. Им предлагают новое, необычное развлечение например, путешествие в подземный город.
На новой крымской экскурсии побывал корреспондент НТВ Гарри Княгницкий.
Капитан Александр Грамма выводит прогулочный катер из Балаклавской бухты. Как и десятки коллег, он вместе со своим помощником по совместительству гидом зарабатывает на туристах. Михаил Бабенко говорит, что еще не сезон, но даже по сравнению с прошлым апрелем желающих «эх, прокатиться» вдоль южного берега Крыма стало больше.
Михаил Бабенко, помощник капитана: «Раньше, если могли приехать отдохнуть только украинцы, которые выше среднего достатка зарабатывают, то сейчас, в принципе, каждый россиянин может приехать позволить себе отдохнуть».
У судов Балаклавской бухты еще нет официальной российской регистрации (это связано со множеством формальностей), но тем не менее капитаны яхт и катеров поспешили поднять триколоры. Их не смущает, что формально суда состоят на учете в украинской морской регистрационной инспекции — сокращенно УМРИ.
Выходим в море. Дельфины берут катер в плотное оцепление. В этом совместном заплыве еще неизвестно, кто кем любуется.
Михаил Бабенко: «Вот самое интересное, что они пришли на вас поглазеть. Они за бортом поворачиваются и смотрят на вас».
А иногда вообще заходят в Балаклавскую бухту. Сейчас она заставлена катерами и яхтами, но в годы «холодной войны» буквально кишела подводными лодками. Балаклава была тогда закрытым поселком. В недрах горы Тавра, с которой надежно закрывает гавань со стороны моря, построили сверхсекретный объект 825. Через этот грот субмарины попадали в настоящий подземный город. Его своды способны выдержать прямое попадание атомной бомбы.
Михаил Бабенко: «Сам проект назывался „Возмездие“. То есть если происходил
Корреспондент: «Заходим внутрь. Над нами — 120 метров породы. С 1953 по 1963 годы здесь велась грандиозная стройка. Внутри горы прорыли сквозной канал, длиной 608 метров. Его специально сделали в виде дуги, на случай, если сдетонируют боеприпасы, так быстрее гасится взрывная волна. Параллельно тоннелю соорудили сухой док для ремонта подводных лодок. На тележке (весит она почти тонну) сюда доставляли ядерные боеголовки для ракет и торпед. С площадки их отправляли либо в хранилище, либо в сборочный зал, где каждые два года заряды в обязательном порядке проверяли на боеготовность».
О ядерном арсенале знали лишь единицы. Персоналу запрещалось разговаривать на работе и собираться втроем. Что делали в соседнем цехе — государственная тайна, что хранилось в сейфах — секрет.
Подробнее — в репортаже НТВ.