Корреспонденты НТВ выясняли, насколько в городе на Неве востребованы новые театры и амбициозные молодые актеры.
Театр «Федерация N» пополнил список петербургских коллективов. Новая труппа пока будет выступать на сцене Дома офицеров на Литейном проспекте, так удачно решившего возобновить традицию семейных спектаклей.
Молодые амбициозные актеры полны решимости завоевать городского зрителя, но вот насколько это осуществимо и испытывает ли Петербург необходимость в обновлении вполне устоявшейся и вроде бы всех устраивающей культурной сферы?
Корреспондент НТВ Алексей Кобылков заглянул за кулисы.
Сегодня вечером в пространстве «Тайга» на Дворцовой набережной идет спектакль «Лекция о ничто» по Джону Кейджу. Это театр «Пост». Он существует уже три года, хорошо известен всем ценителям, но просто так взять и прийти в театр нельзя. Можно только прийти на спектакли, причем по совершенно разным адресам. Это может быть Дворцовая набережная, культурное пространство «Скороход» или вообще центр «Легкие люди» на улице Белинского. Своей площадки у театра нет. Впрочем, зрители не жалуются.
В зале всего 12 стульев — для 12 зрителей, и их задача — просто прийти на спектакль, в нужное время и по верному адресу. Сложнее тем, кто работает в театре. Репетиции проходят то у
Дмитрий Волковстрелов — лауреат спецприза «Золотой маски», трижды лауреат премии «Прорыв», созданный им театр «Пост» регулярно приглашают на фестивали. Но площадки в Петербурге пока нет даже в перспективе. И, как ни странно, здесь это мало кого расстраивает. Главное, есть свой театр, а значит полная свобода в выборе форм, тем и репертуара.
Негосударственных театров в Петербурге больше 60. И у большинства ситуация похожая. Есть идеи и спектакли, но нет сцены. Однако если нет своего дома, теперь можно зайти в Дом офицеров, где обосновалась актерская труппа театра «Федерация N».
В петербургских театрах сегодня если не аншлаги, то уж точно не пустые залы. Исключений практически нет. Но зарабатывать на билетах невозможно, и потому из городского бюджета ежегодно выделяются деньги на поддержку как государственных, так и негосударственных театров. Только в последнем случае они идут в виде грантов. В этом году на них выделено 45 миллионов рублей, и до 4 апреля еще можно подавать заявки.
Евгения Давыденко, начальник отдела исполнительских искусств Комитета по культуре
Это, правда, не отменяет того, что свободных площадок в городе очень мало, а недавно их стало еще меньше, после того, как закрылась лаборатория «On. Театра». В подвале на улице Жуковского раньше шли постоянные творческие эксперименты, но
Екатерина Максимова, режиссер: «Может быть, нам не хватает хороших продюсеров, сильно не хватает, которые бы умели находить средства, площадки, еще
Пока лаборатория закрыта, актеры и режиссеры работают на других проектах, но все рассчитывают, что ситуация успешно разрешится. Понятно, что в идеальном варианте каждому коллективу нужна своя площадка, но это утопия.
Николай Песочинский, и. о. проректора по зарубежным связям СПбГАТИ: «Мне очень нравится голландская театральная система, потому что у них труппы отдельно, помещения — отдельно. И там так это здорово работает, что перед началом года труппы, коллективы в тот фонд, который финансирует театральные проект, подают заявку. Им финансируют на конкурсной основе эти проекты, а после этого уже в разных городах Нидерландов, Бельгии они показывают свои спектакли».
Нужно ли перенимать зарубежный опыт, выяснял сегодня корреспондент НТВ Андрей Курицын. Он выслушал португальского профессора, который приезжал в Петербург на конференцию о проблемах театров.
Сказать, что европейские театры сейчас живут скромно, значит ничего не сказать. Экономический кризис, конечно, сильно ударил по отрасли. Госфинансирование сокращается, особенно на юге. Милан, Турин, Венеция — это, конечно, исключение из правил. В других городах Италии, скорее, борются за выживание и за зрителя.
Популярность постановки, будь то государственный или частный театр, — определяющий фактор в распределении бюджетных денег. Неплохо финансируются государством опера и балет. Паулу де Каштру — бывший директор Лиссабонской оперы — с европейскими тенденциями знаком не понаслышке. С Петербургом у него особые отношения: Де Каштру дважды организовывал Михайловскому театру и Мариинке гастроли в родной Португалии. Уверяет: российские труппы в отличие от европейских чувствуют уверенность в завтрашнем дне.
Паулу де Каштру, председатель португальского общества исследователей музыки,
Все, что остается в этой ситуации, — это искать частные партнерские программы и любыми способами самостоятельно,
За последние годы в Петербурге появилось сразу несколько успешных театров, где вся актерская труппа — это один курс: Анатолия Праудина, Вениамина Фильштинского, Григория Козлова.
Марина Иванюк, студентка
Любопытнее всего, что новые театры формируют и новую публику: те, кто раньше предпочитал клубы и кино, теперь все чаще интересуются современными постановками. По словам Дмитрия Волковстрелова, ему вообще интереснее работать в нетеатральном пространстве. Когда нет привычной схемы «гардероб, номерок, кресло, гаснущий свет». Впрочем, театр все равно есть — просто другой.