Петербург простился с Александром Белинским. Известного режиссера похоронили на Смоленском кладбище.
Северная столица проводила в последний путь Александра Белинского. Народный артист России, легендарный режиссер Петербурга скончался на
Гражданская панихида прошла в Театре музыкальной комедии. На Итальянскую улицу, 13 пришло много людей — друзей, коллег и поклонников творчества Александра Белинского. В разные годы он работал в Театре миниатюр, «Балтийском доме», Большом театре кукол и музкомедии. Делал множество телевизионных программ. Всего почти 200 спектаклей, поставленных на телевидении и на подмостках театров. Похоронили режиссера на Смоленском кладбище.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков вспоминает.
Появление Александра Белинского на премьерах и юбилеях превращалось в событие. Он создавал историю и сам становился частью этой истории. На кадрах одного из дружеских капустников зрители буквально умирают от смеха, когда библиотекари перетаскивают бюст Александра Аркадьевича. Почетный и старейший читатель Театральной библиотеки подарил хранилищу более 200 книг с автографами тех, кого знал и любил.
Белинский обладал не просто прекрасной памятью, а буквально энциклопедическим складом ума. О сценическом искусстве он знал все и даже немного больше. Недаром свою книгу он назвал «Записки старого сплетника». Попасть ему на язык было и лестно, и чревато. Чёткие и часто небезобидные определения запоминались.
Белинский дружил с невероятным количеством гениальных личностей. От Галины Улановой до Сергея Юрского. Это с легкой руки режиссера появился палеонтологический термин о
Сергей Юрский, народный артист СССР: «Никто и никогда не сможет говорить о Саше спокойным, размеренным, академическим слогом. Потому что он бурлил, и все, что связано с ним, бурлило. Он быстро репетировал, он зажигался от идеи, которую сам же и рождал».
Особое место в жизни Белинского заняло телевидение. В экранном искусстве режиссер нашел отдушину, когда был вынужден уйти из театра. Среди телепостановок, ставших легендарными, — трехсерийные «Мертвые души». Восемь месяцев он репетировал, чтобы представить свою версию в прямом эфире.
В
Знаток и ценитель классического балета Белинский придумывает для телевидения особый жанр. Вместе с лучшими танцовщиками того времени — Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и Марисом Лиепой — он создает фильмы с новой, драматической хореографией. Особенный успех имеют спектакли «Анюта» и «Чаплиниана».
Владимир Васильев, народный артист СССР, хореограф, режиссер: «Мне с ним было всегда очень легко работать, хотя спорили мы с ним иногда до бесконечности. Более талантливого фантазера, придумывающего и либретто, и ситуации, и сцены, которые потом у нас были, я не встречал в своей жизни».
Ради работы с Белинским в начале
Владея искусством компромиссов и обладая удивительной творческой волей, он позволял себе править даже великих авторов. Свой последний спектакль Белинский назвал «Горе уму».
Александр Белинский, народный артист России, сценарист, режиссер: «Горе от ума не бывает. И такой злой, но высокоодаренный человек как Грибоедов это понимал. В России со времен Пушкина и до высылки Бродского была одна задача — не иметь инакомыслящих. Поэтому Горе от ума сегодня звучит как бомба».
Комедию Грибоедова Белинский мечтал поставить всю свою жизнь. Спектакль стал последним в творческом багаже мастера, насчитывающем к тому времени уже 200 постановок. Для режиссера важно было сделать это на сцене Театра «Ленком» (ныне «Балтийского дома»). Именно здесь более 60 лет назад сформировался творец, которому оказались подвластны все жанры.