Новый способ лучевой терапии, который опробовают в Петербурге, позволяет воздействовать на недоступные хирургам участки опухоли и здоровых тканей.
В петербургском НИИ онкологии имени Петрова тестируют новый метод лечения опухоли головного мозга. Аппарат лучевой терапии позволяет локально облучить проблемную зону без оперативного вмешательства. Сам принцип для мировой медицинской практики не новый, но в России такую методику используют единичные клиники.
Репортаж корреспондента НТВ Марии Сапожниковой.
В ожидании процедуры Кирилл не отпускает маму ни на шаг. Этому пациенту шесть лет, и о том, что ему предстоит серьезное испытание, узнали только пару недель назад. Когда поставили диагноз — опухоль в стволе мозга. Еще два месяц назад не было даже никаких намеков, что развивается серьезная болезнь.
Елена Шевченко, мама Кирилла: «У него очень изменилось настроение, появились страхи два месяца назад. А до того, как нас забрали в больницу, начались сильные головные боли. В больнице, когда сделали МРТ, поставили диагноз».
Лучевая терапии для Кирилла оказалась единственным вариантом лечения. Опухоль находится в таком месте, которое для хирурга недоступно. Уникальность этой терапевтической операции в том, что новый аппарат позволяет точно воздействовать на очень маленькие зоны. Комплекс оснащен специальным столом, который имеет 16 вариантов движения. Маленький пациент запросто забирается на него без помощи взрослых. Мама рядом, и большой аппарат представляется лечащим роботом.
Первым к процессу приступает анестезиолог. Сама процедура безболезненная и никакого дискомфорта больной не испытывает, но в случае с маленькими пациентами анестезия — необходимая мера. Во время процесса нельзя двигаться, радиационный луч воздействует с точностью до десятых миллиметра. Для разметки надевают специальную маску. Когда врачи удостоверились, что малыш крепко уснул, все выходят из помещения. Находиться здесь нельзя: большая доза радиации.
Михаил Гершович, старший научный сотрудник НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова, кандидат медицинских наук: «Что касается этого случая, опухоль расположена в жизненно важных местах, в стволе мозга, где находится дыхательный, зрительный центр, центр кровоснабжения. Если лечение будет произведено неточно, могут быть серьезные осложнения, которые испортят ребенку жизнь навсегда».
За процессом в процедурной почти десяток специалистов с напряжением наблюдают по мониторам. Главная работа была произведена раньше, в так называемом пункте планирования. Перед первым сеансом здесь создают трехмерный план лучевой терапии.
Сейчас такое уникальное лечение в России могут выполнить только в трех государственных центрах. Два из них в Москве. У мамы Кирилла Елены были мысли поехать лечиться за рубеж, но решили, что дома и стены помогают.
Сергей Канаев, профессор, руководитель отделения радиоонкологии и ядерной медицины НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова: «Обычно они к нам не возвращаются. Говорить об излечении слишком громко, но мы оказываем существенную помощь, резко улучшаем качество их жизни и, безусловно, удлиняем их жизнь благодаря уничтожению опухолевых клеток, благодаря воздействию такого интенсивного излучения».
Всего через пару минут врачи возвращаются в операционную. Через мгновение Кирилл проснется, и мама уже будет рядом. Уже сегодня они смогут вместе уехать домой. Но завтра снова вернуться. Лечение рассчитано на полтора месяца ежедневной лучевой терапии.