Единственный в России музей Первой мировой войны готовится к открытию в Пушкине. Свою работу завершают реставраторы, а музейщики демонстрируют уникальные артефакты.
Подлинный памятник Первой мировой войне — Ратная палата — сегодня снова может похвастаться яркими чертами древнерусского стиля. После почти векового запустения стенам вернули оригинальный цвет, сводам — живопись. Но, к сожалению лишь фрагментарно, передает корреспондент НТВ Катерина Правдина.
Наталья Кудрявцева, заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское Село»: «Такие характерные древнерусские сюжеты с изображением сирина, лошадей, характерные узоры с цветами и птицами в некоторых местах очень хорошо сохранились».
В отличие от других почти исчезнувших памятников Царского Села Ратная палата уцелела. На качество ее сохранности, конечно, повлияла деятельность аграрного института и позже реставрационных мастерских. Многое сегодня приходится воссоздавать по иконографиям и оставшимся фрагментам. Это все оконные рамы и весь лепной декор. Некоторые утраты, наоборот, решили не прятать. Следы от пуль революционеров, целившихся в лики святых в круглой башне, лишь затонировали.
1 августа 2014 года спустя менее чем 100 лет Ратная палата вновь откроется как музей. Таким образом историческое предназначение этого роскошного здания будет возвращено. Специалистам не удастся вернуть прежние экспонаты — оружейную коллекцию Третьяковой, подаренную Николаю II. Она была утрачена. Ее заменят предметы, которые с 2008 года активно собирает
Новая коллекция насчитывает сейчас более двух тысяч экспонатов. Все они пока хранятся в запасниках. Больше половины из них — предметы, переданные в дар. Один только московский банкир преподнес музейщикам ценнейшие вещи на 7 млн рублей.
Привозят будущие выставочные экземпляры из Пермского края, Иркутска, даже с бельгийской ярмарки. Туда, правда, собиратель музейной коллекции ездил сам вместе с меценатом.
Есть в коллекции будущего музея американские и германские мундиры, автомобильные и водолазные кортики, шашки, наганы и даже фонарики. Стал музей и обладателем экспериментальной шашки образца 1913 года (такими вооружили во время Великой войны два эскадрона) и австрийской дубинки, которой пользовались, чтобы добивать раненых врагов.
В любом случае процесс собирательства еще продолжается. И кто знает, может, чем ближе