Берлинские медведи едут на Восток. В столице Германии подвели итоги 64-го кинофестиваля. Главный приз достался китайскому фильму «Черный уголь, тонкий лед».
Это в Каннах и Венеции балом правят знаменитости. Берлинале вновь зажигает сверхновые звезды. Стало ли решение жюри неожиданным для критиков, узнал корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
В этом параде со множеством неизвестных ожидаемым исключением стал Ален Рене — живая легенда французского кинематографа. В свои 90 не просто снял комедию почти о себе «Любить, пить и петь» с главным героем, смертельно больным и потому живущим на всю катушку. Но еще и получил спецнаграду Берлинале как
Зато азиатские кинематографисты, которые в этом году на Берлинале завоевали целую россыпь призов, не сдерживали эмоций. Награжденный за лучшую операторскую работу в китайском фильме «Массаж вслепую» оператор Зен Цян даже вывел на сцену незрячую актрису, сыгравшую главную роль в завораживающе красивом полотне, которого ей никогда не увидеть.
А режиссер другой ленты из Поднебесной — «Черный уголь, тонкий лед» — Йинан Дяо, едва не пустил слезу, когда оказалось, его работа — ключевой фаворит фестиваля: лучшая мужская роль актера Ляо Фань и приз за лучшую картину.
В кадре, впрочем, ничего душещипательного. Нечастый жанр: фильм нуар, да еще и с китайским налетом. Вряд ли когда еще на Берлинале, слывшем фестивалем интеллектуального кино, «Золотой медведь» доставался триллеру, в котором все кишит убийствами и расчлененными телами посреди угольных шахт.
Йинан Дяо, режиссер: «Мы писали и переписывали этот сценарий 8 лет кряду. Он за эти годы успел создать еще три киноистории. И многим из нас казалось, что мы это уже никогда не снимем. Но всему вопреки, нам удалось найти способ, как соединить коммерческое кино с киноискусством».
Если у фестиваля с картинами со всего мира в этом году есть свое лицо, то это оно: прищуренный взгляд, кимоно вместо вечернего платья и покорившая Европу японская скромность.
Сыграв в исторической драме «Маленький дом» словно себя саму — служанку в японской семье в годы Второй мировой, Хару Куроки стала не просто обладательницей главной женской награды, но символом Берлинале, на этот раз чествующего азиатское кино. В следующем году вновь ждут Россию.