Почему мелкая новость из Дании так взбудоражила весь мир? На этой неделе в зоопарке Копенгагене на глазах у не слишком изумленной публики убили, а потом освежевали и скормили львам жирафа по имени Мариус.
И все потому, что другие жирафы из европейских зоопарков — его родственники, а значит, скрещивать в неволе Мариуса было не с кем.
Что делать? Публично казнить. «Ну а что тут такого?» — после обмолвились сотрудники зоопарка. Это уже обычная практика. Корреспондент Андрей Шилов, который много лет прожил в Европе, постарается объяснить: это мы такие зашоренные или просто в отдельно взятой свободной европейской стране слетели с катушек?
Сотрудник зоопарка: «Обратите внимание, это легкие».
В битком забитой аудитории
Разбирают зверей по органам напоказ в датских музеях уже лет 10. Просто за пределами страны об этом не знали. А теперь мировой спор, причем не как обычно — Запад с Востоком или богатые с бедными. Дания — центр Европы, и получается, один Запад обвиняет в дикости другой Запад.
Хенрик Селл, заместитель директора Естественнонаучного музея: «Это традиция нашей образовательной системы. Никаких секретов — все можно обсуждать и все можно показывать. Вот, например, уже век в школе преподают основы сексуального поведения. Точно так же полная открытость в изучении животных».
В компании Danish Crown — это один из крупнейших производителей свинины в мире — не комментируют историю с жирафом, но, в общем, делают каждый день то же самое. На работу здешнего мясокомбината каждый год приходят поглазеть 25 тысяч человек, словно это музей или зоопарк.
Работник водит от окна к окну
Агнете Поулсен, менеджер по визитам на мясокомбинат: «А потом мы выяснили: плохо, когда дети этого не видят, потому что тогда они начинают думать и воображать, как это может быть. Мы стали общаться с разными людьми, приглашали сюда политиков, чтобы все увидели, как у нас это устроено. И два года назад запрет для детей был отменен. Теперь дети, даже маленькие, могут видеть весь процесс и могут сами решить, что они об этом думают».
Галдеж и лай в зоопарках не смолкает даже зимой, когда многие из них закрыты для посетителей. В частном заведении рядом с датским поселком Хернинг сейчас только работники, звери да журналисты. Недавно здесь обмолвились: мол, мы тоже можем убить своего жирафа, ведь такие правила. Трехлетний жираф по кличке Эльма — единокровный брат копенгагенского Мариуса. Его привезли сюда год назад. Местного
Янни Поукен, смотритель частного зоопарка: «Конечно, убьем жирафа, например, чтобы скормить львам. Но только в самом худшем случае. А прежде сделаем все возможное, чтобы найти ему новое место. Но это все не скоро, и я не пойму, чего все так разволновались».
А пока датские зоопарки готовятся к весне, так и не понявшим датчан иностранцам остается оплакивать копенгагенского Мариуса.