Фабрика клетки. Какие болезни и травмы теперь лечить станет легче? Почему путь медицинских инноваций к пациенту у нас все еще долог и тернист?
Первую в России «клеточную» фабрику открыли на минувшей неделе в Екатеринбурге. С одной стороны — капля в море,
Но шаг вперед сделан: бороться с последствиями многих травм и болезней — проблем с сетчаткой глаза, с сосудами и даже с сердцем — теперь станет легче.
Впрочем, до триумфального шествия инноваций по России работы невпроворот. Почему, попробовал разобраться корреспондент НТВ Юрий Кучинский.
После 30 с лишним лет создания теорий, экспериментов и клинических испытаний — это первое серийное производство реально работающего биологического материала. В Екатеринбурге запустили установку по производству фибробластов. Это такие клетки соединительной ткани, которые способствуют регенерации кожи. Теперь порезы, ожоги, обморожения, то есть любые внешние повреждения лечить будут быстрее и так, чтобы шрамов не оставалось.
Разработка практически универсальная. Фибробласты можно выделить и размножить из кожи любого человека, и другому человеку они подойдут, хотя свои собственные клетки, конечно, приживутся лучше. Просто мало кто готов заранее, еще безо всяких травм создавать банк собственных клеток. А после травмы делать это уже поздно. На то чтобы вырастить для пациента свои фибробласты, лаборатории требуется не менее трех недель. Пациент обычно просто не может столько ждать.
Ожоги среди всех травм мирного времени занимают примерно 6%, и это очень серьезная цифра, если учитывать невероятную сложность лечения, а главное — его стоимость. Автоматизированная лаборатория в Екатеринбурге покрывает всю потребность миллионного города в лечении ожоговых больных. Но больше такого нет нигде в России.
Установка обошлась в 40 миллионов рублей, и, по оценкам специалистов, в 3 миллиона будут каждый месяц обходиться расходные материалы. При этом кто должен финансировать все это, не очень понятно. Клеточные технологии в обязательную медицинскую страховку не входят.
Подробнее — в репортаже НТВ.