О событиях прошлого говорили сегодня в Москве на встрече президента с разработчиками единого учебника истории.
Владимир Путин заочно ответил критикам, заявив, что единые подходы к преподаванию истории вовсе не означают идеологизированное и казенное единомыслие.
Как узнал обозреватель НТВ Владимир Чернышёв, единую концепцию преподавания истории обсуждали сегодня в том самом месте, которое с этой историей связано неразрывно — в московском Кремле. Три ключевых момента преодоления государственных кризисов выделены в новой концепции и связаны с этим местом: Смутное время, война 1812 года и Великая Отечественная война.
Именно на этих примерах консолидации нации школьникам будут давать пример ответственности наших предков за страну. Не поняв и не полюбив прошлое во всех его противоречиях, невозможно построить и достойное будущее.
Владимир Путин, президент РФ: «Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом — о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности. О том, что самые драматические, неоднозначные события — это неотъемлемая часть нашего прошлого».
Обсуждение единой концепции преподавания истории показало, какой интерес в обществе к прошлому, какие споры вызывают практически все ключевые моменты истории.
Сергей Нарышкин, глава Российского исторического общества: «Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, что вот соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут
Владимир Путин, президент РФ: «О ВКП(б) вы сказали шепотом. Вы сами боитесь или что мы испугаемся?»
Сергей Нарышкин: «Это образ, Владимир Владимирович».
Впрочем, обсуждение выявило и то, что трудных вопросов остается очень много. История создания многонационального государства — это имперские завоевания или расширение державы, несущее прогресс окраинам. В итоге в учебниках будут приведены факты, позволяющие делать вывод, что получили народы, вошедшие в Российскую империю.
Период двух русских революций — Февраля и Октября
Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории Российской академии наук: «Мне кажется, что мы нашли
Но если профессионалы продолжат дискуссию о деталях прошлого, то главная задача новой концепции преподавания истории — оградить ее от намеренных и оскорбительных искажений.
Владимир Путин: «В той системе сертификации, так условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны и для нашего народа. Для любой страны и для любого народа это просто как плевок в лицо, понимаете? Скажем, некоторые оценки в некоторых учебных материалах того, что происходило во время Второй мировой войны, — это просто безобразие.
Уже в этом году вопросы единого экзамена будут сформулированы в соответствии с новой концепцией. К 1 сентября на переходный период будут подготовлены методики и брошюры для учителей и учеников. На создание новых учебников может уйти до полутора лет.