Петербургский мастер создает оригинальные хронометры, которые заставляют задумываться о смысле жизни и больше напоминают скульптурные композиции, в чьих образах заложен глубокий смысл.
Оригинальную коллекцию часов собрал своими руками петербургский профессор Леонид Райгородский. Это не просто механизмы, показывающие время, это философский взгляд на одну из основных форм существования бесконечно развивающейся материи.
Корреспондент НТВ Катерина Правдина оценила удивительное собрание.
Человек, не задающийся вопросом, что такое время и относящийся к часам лишь как к механизмам, вряд ли захочет вникать в смысл образов Леонида Райгородского. Основная часть коллекции часов, которые он начал создавать 40 лет назад в своей домашней мастерской, наполнена размышлениями: что такое время, как жить в нем и главное, что оно делает с нами.
Леонид Райгородский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, мастер: «Время как паутина ложится на всю нашу жизнь. Она запутывает нас и привычками, и знаниями, и условностями той жизни, которой живем. И поэтому паутина времени — это косность, вырваться из которой невозможно. Кроме того, паутина времени ложится морщинами на наши лица».
В соседних на столе часах время делает всех заложниками, заточенных в циферблате. Отдельная камера здесь есть для узника, рожденного не в свою эпоху — ауттаймера. И кто знает, какая судьба ждет всех этих заключенных.
Конечно, Леонид Райгородский находит во времени не только его тяжелое бремя и
Одна из последних и еще не доделанных работ мастера освещена солнечными лучами. Внизу все еще мрак, но если подвинуть облако, запустится не только волшебный механизм, но, кажется, и мир станет светлее. Впрочем, к этим постоянным переходам от тьмы к свету, как и к течению жизни, просто надо уметь правильно относиться.
Еще у Леонида Райгородского есть персонажи, которых время угрожает раздавить, но они пока держатся. Есть те, которые грустят уже по ушедшему. Мастер, кажется, как волшебник, мог бы нарушить ход времени или вообще его остановить. Но размышляя над его смыслом и способностями человека его оценивать, предпочитает оставлять такие образы лишь в собственном воображении.